link3552 link3553 link3554 link3555 link3556 link3557 link3558 link3559 link3560 link3561 link3562 link3563 link3564 link3565 link3566 link3567 link3568 link3569 link3570 link3571 link3572 link3573 link3574 link3575 link3576 link3577 link3578 link3579 link3580 link3581 link3582 link3583 link3584 link3585 link3586 link3587 link3588 link3589 link3590 link3591 link3592 link3593 link3594 link3595 link3596 link3597 link3598 link3599 link3600 link3601 link3602 link3603 link3604 link3605 link3606 link3607 link3608 link3609 link3610 link3611 link3612 link3613 link3614 link3615 link3616 link3617 link3618 link3619 link3620 link3621 link3622 link3623 link3624 link3625 link3626 link3627 link3628 link3629 link3630 link3631 link3632 link3633 link3634 link3635 link3636 link3637 link3638 link3639 link3640 link3641 link3642 link3643 link3644 link3645 link3646 link3647 link3648 link3649 link3650 link3651 link3652 link3653 link3654 link3655 link3656 link3657 link3658 link3659 link3660 link3661 link3662 link3663 link3664 link3665 link3666 link3667 link3668 link3669 link3670 link3671 link3672 link3673 link3674 link3675 link3676 link3677 link3678 link3679 link3680 link3681 link3682 link3683 link3684 link3685 link3686 link3687 link3688 link3689 link3690 link3691 link3692 link3693 link3694 link3695 link3696 link3697 link3698 link3699

Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года — КУЛЬТУРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

КУЛЬТУРА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Безусловен и очевиден тот факт, что техника лежит в основе культуры. Человек обязан ей своим становлением. Технические устройства не возникают на пустом месте и представляют собой не просто фактор исторического развития человеческой цивилизации, но и придают жизни человека определенного рода «организацию», которая меняет его самого. Действительно, человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться сам. При этом он стал основоположником принципиально нового объективного процесса — культурного, когда получил возможность «функционировать» наряду с природой и в большой степени при помощи «технической оснащенности» дистанцироваться от природы. Смысл техники состоит в освобождении от власти природы и придании «техническим манипуляциям» полезности для человека.

Кроме того, техническое устройство — инструмент целесообразной деятельности человека. Гегель писал: «Средство есть объект, находящийся на стороне цели и содержащий ее деятельность». И вследствие этого техника не только явление культуры, но и мера культурного развития общества.

Прогрессируя, техника определила культурный образ жизни человека. Она содействовала повышению эффективности трудовых усилий работника и рационализации хозяйственного и бытового уклада.

Современная цивилизация и культура все в большей степени зависит от таких глобальных универсальных процессов как темпы технологических изменений в обществе и его «самоподдерживающегося» технологического роста. Реальной основой появления «постиндустриального общества» является происшедшая во второй половине XX века в ряде развитых стран структурная перестройка экономики, выдвинувшая на лидирующие позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, быстрое и интенсивное развитие «индустрии знаний», компьютеризация и появление разветвленных информационных систем.

Техника представляет собой сложный, целостный, динамичный и в тоже время противоречивый феномен современной цивилизации. Научно-технический прогресс кардинально изменяет культурное пространство цивилизации, то есть происходит трансформация современных социальных систем в новое системное образование и, безусловно через трансформацию культурных ценностей, идеалов современного общества.

Каждое общество и каждая культура, безусловно, стремятся установить набор смысловых значений, посредством которых люди могут определять свое отношение к миру и затем эти значения определяют набор целей, к осуществлению которых люди стремятся. Набор значений и целеполаганий, как индивидных, так и групповых имеются и в постиндустриальном обществе. Каковы же отличительные признаки постиндустриального общества и культурных трансформаций происходящих в нем? По мнению автора концепции деидеологизации и постиндустриального общества американского социолога и политолога Д. Белла отличительными признаками постиндустриального общества следует считать:

· переход от производства товаров к экономике обслуживания, при том что данный процесс производства вещей не есть простой «прорыв» к производству услуг. Эти услуги ориентированы на развитие таких сфер жизнедеятельности людей, как образование и управление;

· занятие господствующего положения в управлении обществом группой технократов и больших ученых. При этом возрастает роль теоретического знания, которая определит и положение ученого как центральной фигуры такого общества;

· появление новой элиты, основанной на знании и образовании, а не на собственности или политической власти. Происходят изменения в распределении занятий: наблюдается рост интеллигенции, профессионалов и «технического» класса;

· новая интеллектуальная технология, предполагающая использование математической или логической техники как правил решения проблем, в том числе и социальных. Повсеместное распространение «интеллектуальной технологии (информатики, теории игр и моделирования, компьютеризации) и возможностей саморазвивающегося технологического роста при самом широком развитии научных знаний. От роста научных знаний зависит будущее человечества.

Итак, по мнению Даниела Белла постиндустриальное общество, призвано преодолеть цивилизационный кризис и выстроить культурные приоритеты вокруг развития такой ценности как научно- технический прогресс. В то же время он видит противоречия постиндустриального общества и указывает на них в своем фундаментальном социально-философском исследовании «Культурные противоречия капитализма». Первое из них заключается в том, что постиндустриальное общество, поскольку оно концентрирует внимание на всевозможных услугах — человеческих, профессиональных и технологических — является игрой между людьми, где еще недостаточно отлажен механизм «кооперирования» и «координации». В то же время в постиндустриальное общество не проникло осознание собственного культурно-исторического опыта, осознание того, что сейчас «действительностью стали техника, орудия и вещи», а не «природа и человек». Общество все в большей мере становится «паутиной сознания, формой воображения, реализуемой в виде социальной конструкции» не зная по каким правилам и соответствии с какой нравственной концепцией выстраивать связи людей между собой, каким образом определять их отношение к природе и технике. Ведь вполне вероятна ситуация, когда люди, не смогут справиться с напряжением, которое возникает из-за их недостаточной способности приспособиться к темпам технологических изменений и отдаленности от природы.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года