Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Термин «средние века» появился в эпоху Возрождения, в науку был введен итальянскими гуманистами. «Средние века» — это принятое в культурологической науке обозначение периода в истории Европы между античностью и Новым временем. Этот период охватывает более тысячелетия — с V в. (падение Западной Римской империи и отмирание античной культуры) по XVI в. (возрождение античности в Новое время). Выделяют следующие этапы средневековой культуры:

- раннее средневековье (V-IX вв.)

- зрелое средневековье (IX-XI вв.)

- позднее средневековье (XIV-XVI вв.).

Источники и основы средневековой культуры

Источникамисредневековой культуры являются т.н. «романское начало» — традиции Западной Римской империи: право, наука, искусство, философия, христианство и «германское начало» — культура языческих варварских племен: франков, бриттов, саксов и др.

В социально-экономическом отношении средневековью соответствует зарождение, развитие и разложение феодализма. Средневековое общество имело сословно-иерархическую структуру и делилось на три сословия: духовенство, рыцарство и народ («третье сословие»). Каждое из них имело иерархическое членение, за каждым из них средневековое сознание признавало не просто полезную для общества функцию, а священную обязанность. Все заботы о духовной жизни («дела небесные») были уделом духовенства, оно считалось первым, высшим сословием. Рыцарство решало государственные задачи («дела земные»), поддерживало церковь, защищало веру и народ. «Третьему сословию» (крестьянам, бюргерам, купцам, ремесленникам) Господь повелел трудиться, возделывая землю или торгуя плодами своего труда и тем обеспечивать существование всех. Естественно, что выполнение всех перечисленных обязанностей требовало соответствующего образа жизни и деятельности.

Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римско-католическая церковь. Именно христианство стало основной осью мира Европы, которая влияла на все стороны жизни человека, его духовные приоритеты и устои общества.

Средневековое мироощущение было основано на представлении о дуализме (двойственности) мира, который, согласно теологическим взглядам, делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый человеческими чувствами земной мир и мир небесный, идеальный, потусторонний, существующий в нашем воображении. При этом главным считался высший, небесный, мир, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Подобно тому, как мир делится на две части, так и в человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала — тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были монахи и аскеты, добровольно отказавшиеся от мирских благ. Учение о греховности человека и Страшном Суде, страх перед неотвратимым наказанием порождали в средневековом обществе особую психологическую атмосферу, принуждал к постоянным раздумьям над тщетностью жизни и неотвратимостью смерти.

Церковь в средние века была важнейшим институтом культуры, она стремилась к господству над всем христианским миром (крестовые походы), выступала арбитром в спорах между государствами, активно вела коммерческую деятельность (продажа индульгенций). Огромную роль в ее структуре играло монашество. Монастыри добились значительных успехов в ведении хозяйства и превратились в подлинные центры культурной жизни, образования, воспитания и науки. Римско-католическая церковь всегда боролась с конкурентами — еретиками, ведьмами и колдунами, используя инквизицию.

Образование и наука

Средневековье знало три вида школ: низшие школы при церквях и монастырях; средние школы при епископских кафедрах; высшие школы — университеты. Наиболее старинными университетами Европы считаются Парижский университет (Сорбонна) во Франции, Оксфордский и Кембриджский в Англии и Неаполитанский в Италии, они основаны в XIII в. Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения были диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие профессора и схолары (студенты).

Средневековая университетская наука носила название схоластики, она была тесным образом связана с богословием и теологией. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения — схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля. В ранний период своего развития схоластика, захватившая многие страны Европы, имела положительное значение. Схоласты возобновили изучение античного наследия, в XII — XIII вв. они разрабатывали проблемы познания. Крупнейшими средневековыми схоластами были Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский. Кроме схоластики, в средние века существовало еще и другое направление, ведшее со схоластами горячую борьбу. Это была мистика. Мистики (Бернард Клервосский, Иоганн Таулер, Фома Кемпийский) отвергали необходимость изучения Аристотеля и логического доказательства основ веры. Они считали, что религиозные положения усваиваются исключительно путем "созерцания", т. е. молитв и благочестивых размышлений, без помощи какой-либо "языческой науки".

Важное место в научной культуре европейского средневековья занимала алхимия. Алхимия была посвящена преимущественно поискам субстанции, которая могла бы превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Хотя ее цели и применявшиеся средства были весьма сомнительны и чаще всего иллюзорны, алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии. Первые дошедшие до нас достоверные работы европейской алхимии принадлежат английскому монаху Роджеру Бэкону и немецкому философу Альберту Великому.

Рыцарская и городская культура.

Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества тем не менее развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Рыцарство выработало в XIII в. обычаи, манеры, ритуал дворянской вежливости (куртуазность), разнообразные светские, придворные и военно-рыцарские развлечения. Из последних в средние века особенно большое распространение получили так называемые рыцарские турниры. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. В ХII в. получили широкое распространение рыцарские романы, излагавшие в прозе различные рыцарские приключения (циклы романов о короле Артуре, «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Песнь о Нибелунгах»). Рыцарская лирическая поэзия (миннезингеров и трубадуров) воспевала образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни.

Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе делала быстрые успехи светская литература, рано обнаружившая свои антифеодальные черты, в XII — XIII вв. начали появляться сатирические произведения. Весьма значительным явлением была поэзия вагантов, родиной которой считается Франция. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность. Смеховая культура господствовала в карнавале и площадных представлениях жонглеров. Явление народно-смеховой культуры позволяет по-новому осмыслить культурный мир средневековья и обнаружить, что «мрачному» средневековью было свойственно и празднично-поэтическое восприятие мира. Разумеется, смеховое начало в народной культуре не могло найти отклика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны.

Искусство

В искусстве средневековья господствовала архитектура, скульптура и живопись играли подчиненную роль. Сложилось два основных архитектурных стиля — романский и готический. Романский стиль, получил развитие с конца X в. Термин «романский» указывал на сходство средневековых построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. Светские постройки романского стиля отличаются мас­сивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри по­крывали настенные росписи — фрески, а снаружи — ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь — основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны. Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье — во Франции, Вормсе - в Германии.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим. Расцвет его относится к XIII — XV вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в Европе. Храмовые постройки готического стиля, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики — устремленность ввысь. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, палитра красок — богаче. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Парижской богоматери в Париже, Лондонское Вестминстерское аббатство и собор в г. Линкольне — в Англии, Миланский собор — в Италии, Пражский — в Чехии.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Лекции по культурологии: от средневековья до 1917 года