Курс лекций: Информационное обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Часть 1 — Информация как базовая категория информационного обеспечения

 Информация как базовая категория информационного обеспечения автоматизированных библиотечно-информационных систем

 

  Существует 3 распространенных концепции информации:

  • Концепция К. Шеннона (количественный подход). Возникла как результат развития телефонной связи. Информация — это снятая неопределенность или результат выбора из набора возможных альтернатив. Подход применяется в технике связи и в вычислительной технике.
  • Вторая концепция рассматривает информацию как свойство материи (В.М. Глушков). Появилась в связи с развитием кибернетики. Информация — свойство материи создавать представление о ее свойстве и структуре, упорядоченности и разнообразии. Информация не существует вне материи, ее можно накапливать, хранить и перерабатывать.
  • Логико-семантический подход (В.Г. Афанасьев). Информация — это многоуровневое знание, характеризующее общественные процессы в целом (демографические, экономические, политические, культурные и т.д.), конкретные процессы, происходящие в отдельных ячейках общества (семьях, предприятиях и т.д.), а также интересы социальных групп.

   Объединяя 3 подхода, информация — это сведения, снимающие неопределенность об окружающем мире, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Сведения – это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях и т.д.
Классификация информации:

1. По форме представления (способу отображения):

  • текстовая;
  • графическая;
  • звуковая;
  • видеоинформация.

2. По стабильности:

  • переменная (может меняться от случая к случаю как по назначению, так и по количеству);
  • постоянная (неизменна и многократно используется в течение длительного времени; может быть справочной и нормативной).

3. По месту возникновения:

  • входная (информация, поступающая в систему; например, информация о читателях, об изданиях, поступивших в библиотеку);
  • выходная (информация на выходе системы; например, каталожная карточка, библиографический список результатов поиска в ЭК);
  • внутренняя (возникает внутри объекта);
  • внешняя (за пределами системы).

4. По стадиям обработки:

  • первичная (информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии);
  • вторичная (получается в результате обработки первичной информации);
  • промежуточная (используется в качестве исходных данных для последующей обработки);
  • результатная (получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации).

5. По функциям управления:

  • плановая (это информация о параметрах объекта управления);
  • нормативно-справочная (содержит нормативные и справочные данные);
  • учетная информация (характеризует деятельность объекта за определенный период времени);
  • оперативная (характеризует объект в текущий период времени).

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Курс лекций: Информационное обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Часть 1