Курс лекций: Информационное обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Часть 1
- Курс лекций: Информационное обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Часть 1
- Общесистемные требования к разработке АБИС
- Информация как базовая категория информационного обеспечения
- Мировые и национальные информационные ресурсы
- Описание содержания информационных массивов
- Назначение информационных ресурсов
- Форма представления информации
- Информация, данные, знания
- Модели представления знаний
- Электронные информационные ресурсы
- Информационный рынок
- Общая характеристика информационной базы автоматизированной библиотечно-информационной системы
- Виды документов
- Внемашинная информационная база автоматизированных библиотечно-информационных систем
- Вид информации
- Машинная информационная база АБИС
- Информационная база и способы ее организации
Состав и структура информационного обеспечения АБИС
Виды обеспечения АСУ
Создание и внедрение таких сложных систем, какими являются АСУТП, связано с реализацией (материализацией) в тесной взаимосвязи различных видов обеспечения, которые, в свою очередь, отражают различные аспекты (страты) функционирования систем. В соответствии с ГОСТ 34.003-90 «Автоматизированные системы. Термины и определения» выделяется ряд основных видов обеспечения:
Техническое обеспечение — комплекс технических средств (КТС), применяемых для функционирования автоматизированной системы управления. Под КТС понимают все аппаратурные средства от ЭВМ до датчиков (измерительных преобразователей).
Математическим обеспечением считают совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, использованную при создании автоматизированной системы управления.
Программное обеспечение представляет собой комплекс программ, реализующих алгоритмы обработки информации. Его разделяют на общее (ОПО) и специальное (СПО). ОПО — совокупность программ, рассчитанных на широкий круг пользователей и предназначенных для организации вычислительного процесса и (или) решений часто встречающихся задач обработки информации, СПО — разрабатываемых, при создании конкретной АСУ для реализации ее функций.
Информационное обеспечение — это совокупность информации, необходимой для нормального функционирования АС, представленная в заданной форме. Таким образом, информационное обеспечение — это с одной стороны собственно информация, независимо от формы и способа ее представления, а с другой стороны — это все что связано с СУБД и базой данных, т.е. структура, целостность, администрирование и т.д.
Лингвистическое обеспечение определяется как совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении персонала автоматизированной системы управления со средствами вычислительной техники при функционировании АСУ.
Информационное обеспечение
Согласно определению ГОСТ 34.003–90 информационное обеспечение АСУ определяется характеристиками информации, хранимой и обрабатываемой в системе, в аспекте процедур оперирования с данными безотносительно к их содержанию.
Данные применительно к АСУ — первичные сведения, выражаемые в форме чисел, слов или специальных обозначений, а термин информация — как сведения, полученные после соответствующей переработки данных и раскрывающие содержание чисел, слов и обозначений, которые описывают тот или иной ТОУ.
Основными задачами информационного обеспечения с учетом взаимосвязи с другими видами обеспечения функционирования системы являются:
- однозначное и экономичное представление информации в системе (на основе кодирования объектов);
- организация процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между объектами (на основе классификации объектов);
- организация взаимодействия пользователей с системой (на основе экранных форм ввода-вывода данных);
- обеспечения эффективного использования информации в контуре управления деятельностью объекта автоматизации (на основе унифицированной системы документации).
Требования к информационному обеспечению:
- информационное обеспечение должно быть достаточным для поддержания всех автоматизируемых функций объекта;
- для кодирования информации должны использоваться классификаторы;
- должна быть обеспечена совместимость с информационным обеспечением систем, взаимодействующих с разрабатываемой системой;
- формы документов должны отвечать требованиям корпоративных стандартов заказчика (или унифицированной системы документации);
- структура документов и экранных форм должна соответствовать характеристиками терминалов на рабочих местах конечных пользователей;
- графики формирования и содержание информационных сообщений, а также используемые аббревиатуры должны быть общеприняты в этой предметной области и согласованы с заказчиком;
- в ИС должны быть предусмотрены средства контроля входной и результатной информации, обновления данных в информационных массивах, контроля целостности информационной базы, защиты от несанкционированного доступа.