link1924 link1925 link1926 link1927 link1928 link1929 link1930 link1931 link1932 link1933 link1934 link1935 link1936 link1937 link1938 link1939 link1940 link1941 link1942 link1943 link1944 link1945 link1946 link1947 link1948 link1949 link1950 link1951 link1952 link1953 link1954 link1955 link1956 link1957 link1958 link1959 link1960 link1961 link1962 link1963 link1964 link1965 link1966 link1967 link1968 link1969 link1970 link1971 link1972 link1973 link1974 link1975 link1976 link1977 link1978 link1979 link1980 link1981 link1982 link1983 link1984 link1985 link1986 link1987 link1988 link1989 link1990 link1991 link1992 link1993 link1994 link1995 link1996 link1997 link1998 link1999 link2000 link2001 link2002 link2003 link2004 link2005 link2006 link2007 link2008 link2009 link2010 link2011 link2012 link2013 link2014 link2015 link2016 link2017 link2018 link2019 link2020 link2021 link2022 link2023 link2024 link2025 link2026 link2027 link2028 link2029 link2030 link2031 link2032 link2033 link2034 link2035 link2036 link2037 link2038 link2039 link2040 link2041 link2042 link2043 link2044 link2045 link2046 link2047 link2048 link2049 link2050 link2051 link2052 link2053 link2054 link2055 link2056 link2057 link2058 link2059 link2060 link2061 link2062 link2063 link2064 link2065 link2066 link2067 link2068 link2069 link2070 link2071

Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Процессы библиографической деятельности

Процессы библиографической деятельности

 

В библиографоведении стало традиционным рассматривать прак­тику в аспекте процессов. В последние годы достаточно утверди­лась точка зрения, в соответствии с которой выделяются два основных процесса: библиографирование и библиографическое об­служивание.

Вохрышева М.Г., считает, что библиографическая практическая деятельность состоит из трех основных процессов (библиографирования, библио­графического обслуживания и использования библиографической информации) а также из трех вспомогательных процессов: библио­графического обучения, библиографического общения и управле­ния.

Библиографирование понимается как процесс создания и пре­образования библиографической информации. Создание связа­но с производством библиографической информации на основе изучения первичного документального потока. Это может быть оформление одной библиографической записи или комплексов, по разным критериям раскрытых и упорядоченных. Преобразование связано с производством новой библиографической информации на основе имеющейся (например, составление списка литературы по каталогу, справки для читателя по указателю). Как правило, эти процессы синтезируются в реальной действительности, хотя могут существовать и в чистом виде.

Библиографирование может рассматриваться на разных уров­нях: на уровне производства библиографического пособия, базы данных; на уровне создания справочно-библиографического аппа­рата (СБА) — комплекса библиографических ресурсов (или баз дан­ных).

Процесс библиографического обслуживания представляет собой непосредственное доведение библиографической информации до потребителей.

Исходной основой процессов библиографирования и библиографического обслуживания является библиографический поиск.

Библиографический поиск является частью широкого понятия «поиск», обозначающего процесс нахождения и идентификации какой-либо вещи, факта, свойства в массе других.

Главная отличительная особенность библиографического поиска в том, что ищутся и доводятся до потребителей не сами документы, а лишь сведения о них, т.е. библиографическая информация.

Частными случаями библиографического поиска являются библиографическое «разыскание» и библиографическое «выявление».

Библиографическое «разыскание» относится к сфере библиографического обслуживания и обозначает установление и (или) уточнение элементов библиографического описания, отсутствующих или искаженных в запросе потребителя.

Библиографическое «выявление» обозначает процесс исчерпывающего подбора документов как объектов библиографирования в целях их последующей библиографической обработки.

Говоря о библиографическом поиске, следует определить библиографический смысл некоторых других связанных с ним понятий, необходимых для правильного восприятия излагаемого далее материала. Это понятия пертинентности, релевантности, поискового признака, поискового образа до­кумента, поискового предписания, полноты и точности библиографического поиска.

Понятие пертинентности в области библиографии оз­начает соответствие данной библиографической информации действительной потребности того, кто в этой информации заинтересован.

Релевантность в общем случае означает соответствие найденных документов требованию, выраженному в запросе. При библиографическом поиске понятие релевантности ус­ложняется, приобретая двухступенчатый характер. На первой ступени это соответствие между запросом и найденной в от­вет на него библиографической информацией. На второй сту­пени — соответствие между найденной библиографической информацией и теми документами, сведения о которых она содержит.

В сфере библиографического обслуживания поисковый признак означает некоторый содержательный или фор­мальный критерий первичного документа, которому должна соответствовать найденная библиографическая информация. Например, тема документа, его автор, время издания, изда­тельская форма и т. п.

Поисковый образ, или поисковая характеристика до­кумента — это набор описывающих его поисковых призна­ков, необходимых для библиографического поиска и иденти­фикации документа в соответствии с запросом. В таком каче­стве обычно выступают библиографическое описание доку­мента, а также классификационные индексы, предметные рубрики, ключевые слова и т. п. и их сочетания.

Поисковое предписание — это содержание запроса, выраженное на информационно-поисковом языке (например, индексами ББК или УДК) того массива библиографической информации, в котором ведется поиск, или наберем формальных прилетев (автор, заглавие, выходные данные и т. п.), необходимых для нахождения конкретного документа

Библиографическая релевантность может быть содер­жательной (смысловой) и формальной. В первом случае это семантическое (тематическое) соответствие запросу найденной библиографической информации и отраженных в ней документов, во втором — формальное соответствие поискового образа документа, зафиксированного в источнике библиогра­фической информации, поисковому предписанию.

Полнота библиографического поиска — показатель, вы­ражающий количественное отношение найденных релевантных библиографических записей к общему числу релевантных записей, содержащихся в том массиве библиографической информации, по которому велся поиск. Представим, например, что в различных разделах систематического каталога библиотеки и систематической картотеке статей по интересующему чита­теля вопросу отражено 200 документов. В ходе поиска было обнаружено 150 названий. Следовательно, полнота библио­графического поиска в процентах составит в этом случае 150:200- 100=75%.

Точность библиографического поиска — показатель, выражающий отношение количества релевантных библиографических записей к общему числу записей, выданных в ответ на запрос. Он также может быть выражен в процентах. Например, в ответ на запрос читателя было найдено 100 биб­лиографических записей. Но из них действительно релевант­ными запросу оказались 80. Следовательно, точность поиска в этом случае 80:100- 100-80%.

В современных условиях чрезвычайно важны и акту­альны проблемы, связанные с оптимизацией процессов биб­лиографического поиска в условиях компьютерных технологий.

Библиографирование документов. Процесс библиографирования зависит, с одной стороны, от объёма, формы и содержания документов, с другой — от конкретных целевых и читательских установок создаваемой библиографической информации.

Подготовка библиографических пособий любого назначения складывается из четырех этапов:

– подготовительного, включающего выбор и изучение темы, в необходимых случаях составление проспекта библио­графического пособия, выявление литературы;

– аналитического, связанного с общим библиографи­ческим анализом, составлением библиографических описаний, аннотированием или реферированием, индексированием и предметизацией выявленных документов;

– синтетического, в рамках которого происходит от­бор документов для библиографического пособия и их груп­пировка;

– заключительного, на котором осуществляется составление справочно-методического аппарата (включая вспомогательные указатели), редактирование и оформление библиографического пособия.

Каждому из основных этапов библиографирования со­ответствуют свои специфические методы (рассматриваются в следующей теме).

Библиографическое обслуживание осуществляется в двух основных «режимах»: справочно-библиографическом; библиографического информирования.

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) состоит в приеме запроса потребителя на информацию и выдаче ему ответа на запрос. Наличие разового запроса и ответа (работа в режиме «запрос — ответ») — характерная и обязательная черта СБО. Таким образом, в наиболее общей форме сущность СБО в библиотеке заключена в отношении «запрос потребителя — ответ библиографа», в котором первый элемент является исходным пунктом, второй — конечным результатом процесса.

Разовый запрос — это единовременное требование на информацию, поступившее в устной или письменной форме.

Ответ на запрос также может быть выдан в устной или письменной форме — в виде справки, отказа или методиче­ской консультации.

Справка — это ответ на разовый запрос, содержащий информацию, релевантную запросу.

Отказ — это ответ на разовый запрос, содержащий мо­тивировку невозможности выдать потребителю информацию, релевантную запросу. Различаются два вида отказов! отказ на этапе приема запроса (когда библиотека по тем или иным причинам отказывается принять данный запрос) и отказ, последовавший в результате неудавшегося поиска ответа.

Методическая консультация — это ответ на разовый запрос, содержащий советы и указывающий пути получения необходимой информации (отсылка к источникам поиска, рекомендация обратиться в другую библиотеку и т. п.).

Основными положительными формами ответа на за­прос в ходе СБО являются справки и методические консультации. И те, и другие, в зависимости от характера содержащейся в них информации, подразделяются на библиографи­ческие и фактографические.

Библиографические справки бывают трех основных ви­дов: тематические, адресные, уточняющие библиографиче­ские данные. Каждая такая справка содержит библиографи­ческую информацию, обнаруженную в результате библио­графического поиска соответствующего вида (тематического, адресного или уточняющего).

Тематическая библиографическая справка включает перечень документов, содержательно релевантных тематическому запросу.

Адресная библиографическая справка — это установленные по библиографическим источникам (указателям, каталогам, картотекам и т. п.) данные о наличии и (или) точной адресе хранения (шифре) запрашиваемого потребителем документа в определенном фонде (библиотеке, архиве, органе НТИ, книжном магазине), т. е. библиографическая информа­ция, формально релевантная запросу. Справки такого рода иногда неточно называются «библиотечными».

Справка, уточняющая библиографические данные, свя­зана с нахождением и (или) уточнением элементов библиографического описания документа, которые отсутствуют или искажены в запросе потребителя. Именно здесь мы имеем дело с «библиографическим разысканием» как частным слу­чаем библиографического поиска.

Фактографическая справка — это сведения по существу вопроса (факты, цифровые данные, даты и т. п.).

Библиографическая консультация содержит советы по использованию конкретных документальных источников ин­формации (библиографических пособии, справочников, учебников и т. п.).

Фактографическая консультация включает указание на конкретного человека, который может помочь в выполнении запроса, адрес другой библиотеки или учреждения и т. п.

Библиографическое информирование а условиях библиотеки означает регулярное доведение до потребителей библиографической информации без запросов или в соответствии с долговременно действующими запросами. Основными формами библиографического информирования без за­просов являются бюллетени новых поступлений в библиоте­ку, обзоры литературы, проводимые в библиотеке и вне ее (передаваемые по радио и телевидению, публикуемые на страницах периодической печати), а также организуемые библиотекой «Дни информации», «Дни специалиста», «Дни библиографии» и другие аналогичные мероприятия.

Важной формой 6иблиографического информирования в соответствии с долговременно действующими запросами является доведение библиографической информации до по­требителей в режиме ее избирательного распространения — системе ИРИ. которая иногда называется дифференцирован­ным распределением информации (ДРИ).

Характерные черты этой фор­мы индивидуального библиографического обслуживания в условиях библиотеки сводятся к следующему:

– в качестве абонентов системы ИРИ выступают ве­дущие ученые и специалисты или небольшие коллективы, наиболее остро нуждающиеся в строго профилированной библиографической информации;

– информационные потребности абонентов формули­руются в виде перечня тем (постоянных запросов), в соответ­ствии с которыми осуществляется распространение библио­графической информации;

– библиографическая информация доводится до по­требителей оперативно и регулярно, в строго установленные промежутки времени. При этом система должна обеспечивать высокие показатели точности и особенно полноты поиска и выдачи библиографической информации;

– для обработки и доведения библиографической ин­формации по системе ИРИ широко используются современ­ные технические средства автоматизации библиографических процессов;

– обязательным условием успешного функционирова­ния системы ИРИ является постоянная обратная связь с або­нентом системы, позволяющая своевременно корректировать тематику запросов и повышать релевантность предоставляе­мой библиографической информации. Обычно в этих целях используются специальные талоны обратной связи, в которых предусматривается оценка потребителями поступающей к ним информации;

– система ИРИ должна обеспечивать абонентов не только библиографической информацией, но и первичными документами (или их копиями), запросы на которые посту­пают в ходе обратной связи с абонентами системы.

Следует подчеркнуть, что постоянная обратная связь с потребителями информации — необходимая предпосылка совершенствовании качества и повышения эффективности всех форм библиографического обслуживания.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 1