Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Информационные барьеры в системе документальных коммуникаций
- Лекции по библиографоведению. Часть 1
- Афинная библиографическая информация
- Информационные барьеры в системе документальных коммуникаций
- Библиографическая информация
- Специфические свойства библиографической информации
- Библиографическое сообщение
- Библиографическая деятельность
- Компонентная структура библиографической деятельности
- Объекты библиографической деятельности
- Процессы библиографической деятельности
- Средства библиографической деятельности
- Результаты библиографической деятельности
Все реальное разнообразие информационных барьеров в системе документальных коммуникаций по причинам их возникновения можно свести к трем основным группам:
1. Объективные информационные барьеры (не зависящие от самих документов и потребителей):
– пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа, необходимость его поиска в больших документных массивах;
– географические, связанные с расстояниями между Д и П;
– количественные, отражающие физическую невозможность освоить все соответствующие потребителю источники информации;
– содержательные (смысловые), вызываемые недостатком информации из-за сложности изложения, обилия специальной терминологии и т.п.;
– качественные, связанные с необходимостью сравнительной оценки и выбора лучших из множества имеющихся источников информации.
2. Субъективные ИБ, зависящие от П:
– языковые, как результат незнания П языка, на котором написан Д. Этот барьер в современных условиях представляет собой одно из наиболее мощных препятствий, затрудняющих использование Д (особенно научных). В области научно-технической информации доля литературы на англ., нем., русском и французском яз. в совокупности составляет 88%. В гуманитарных науках литература на англ. яз. составляет 30%, французском — 13%, испанском — 12%, русском — 6% и т.д.
– психологические, обусловленные наличием у П предубеждения к тем или иным жанрам, авторам, новым формам источников информации, а также неразвитого художественного вкуса, отсутствием навыков систематического самообразовательного чтения, настроением, влиянием окружающей читательской среды и т.п.;
– барьеры воображения, связанные, например, с тем, что ученый уверен в невозможности найти нужную информацию и отказывается от поиска;
– стратегически-поисковые барьеры, связанные с неумением П. выбрать правильную стратегию документального поиска;
– временные барьеры, обусловленные тем, что ученый не может тратить на поиск информации более 20–25% своего рабочего времени;
– экономические барьеры, связанные с недостатком средств у потребителя для приобретения источников информации или оплаты соответствующих услуг.
3. Информационные барьеры, возникающие благодаря создателям документов и посредникам (третьей стороне) в системе документальных коммуникаций:
– ведомственные барьеры, связанные с административной структурой ведомств, препятствующей движению документов;
– режимные барьеры, вводимые во избежание утечки секретной информации в рамках государственных или ведомственных структур;
– редакционно-издательские барьеры, связанные с задержанием выхода в свет публикаций, их низким качеством, наличием неряшливых формулировок, избыточной информации и т.п.
– барьеры, связанные с отсутствием и (или) несоблюдением стандартов на публикации, что затрудняет библиографический поиск в больших документных массивах;
– библиотечно-библиографические барьеры, вызванные задержками и другими недостатками в библиотечном и библиографическом обслуживании П.
Т.о., библиография сформировалась как социальный институт, в рамках которого выработаны специальные средства и методы, позволяющие устранить обозначенные информационные барьеры. Ее главная задача — осуществлять посреднические функции между фиксированной информацией и потребителем, ориентировать человека и общество в пространстве информации и знания.
В. Основные функции библиографии.
Общественные функции библиографии, многообразие их наименований.
Мы отмечали, что библиография — это социальный институт, поэтому из всего многообразия определений понятия функция мы выбрали следующую: функция — это роль, выполняемая определенным социальным институтом по отношению к обществу. В специальной литературе имеется более 50 наименований общественных функций библиографии. Они различны по смыслу и широте содержания, зачастую пересекаются между собой. Существующие концепции различных авторов мы рассмотрим позже, где будут раскрыты и предлагаемые ими функции. Сейчас за основу мы приняли одну из концепций, а именно, М.Г.Вохрышевой, как наиболее симпатичную нам и не противоречащей остальным.
Функции библиографии по М.Г. Вохрышевой.
Маргарита Георгиевна все многообразие функций подразделяет на две категории: общие и частные. Первые характерны для всего многообразия библиографических явлений, вторые связаны с конкретными направлениями библиографической деятельности.
Основная функция библиографии — упорядочение документных массивов с целью ориентации в них, т.е. функция упорядочения документов.
В зависимости от технологических процедур, с помощью которых реализуется упорядочивание документов, выделяются следующие функции:
– отражательно-преобразующая — суть в том, что документ преобразуется, трансформируется в библиографическую форму, которая позволяет идентифицировать, отождествить, опознать документ — первоисточник;
– структурирующая, т.е. все документы должны быть определенным образом структурированы, т.е. организованы друг относительно друга, систематизированы, классифицированы;
– ценностно-ориентационная, т.е. библиография должна ориентировать потребителей в мире документов с учетом интереса потребителя, а также ценности документа, для чего осуществляется анализ, оценка документа и представление его в соответствующей форме.
В зависимости от целей, которые ставятся перед библиографией различают следующие функции:
– познавательная, суть в том, что в следствие перечисленных выше процедур создается новое (библиографическое) знание, которое, в свою очередь, нацелено на поиск, получение и создание нового знания потребителем, что позволяет говорить о познавательной функции библиографии;
– информационная — библиография формирует оригинальный вид информации, специфический по форме и содержанию — библиографическую информацию, тем самым она выполняет информационную функцию в обществе. Библиографическая информация дает возможность генерировать новые знания, способствуя решению актуальных научных, социальных и иных задач;
– социально-коммуникационная. Библиография выступает в качестве одного из средств социальной коммуникации, выполняя коммуникационную функцию — функцию сообщения, связи и общения людей своими специфическим средствами — особым библиографическим языком, системой кодирования информации, своими правилами осуществления коммуникации в различных процессах библиографической деятельности.
Частные функции, как мы говорили, связанны с конкретными направлениями деятельности (государственная библиография — функции: документная, депозитарная, архивная, фондообразующая, регистрирующая, моделирующая, международная).
Г. Закономерности развития библиографии.
1. Соответствие библиографии экономическим и социально-культурным условиям общества.
2. Библиография не утрачивает ничего ценного, достигнутого за годы своего развития.
3. Соответствие библиографии уровню современных информационных технологий и возможностям их оптимального использования.
4. Изменение функций библиографии частного порядка и перераспределение “веса” и значения отдельных звеньев и направлений развития в разные исторические периоды.
5. Основная функция библиографии конкретизируется в решении двух главных задач и соответственно реализуется по двум направлениям: — максимально полное отражение всех документальных ресурсов; — дифференцированное отражение документов с учетом потребностей различных категорий пользователей.
6. Наличие глубоких системных связей, которые исторически сложились в системе документных коммуникаций.
7. Функционирование библиографии связано с формированием системы библиографического знания на основе преобразования любого знания специфическими для библиографии методами.