Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Информационные барьеры в системе документальных коммуникаций

Информационные барьеры в системе документальных коммуникаций

 

Все реальное разнообразие информационных барьеров в системе документальных коммуникаций по причинам их возникновения можно свести к трем основным группам:

1. Объективные информационные барьеры (не зависящие от самих документов и потребителей):

пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа, необходимость его поиска в больших документных массивах;

географические, связанные с расстояниями между Д и П;

количественные, отражающие физическую невозможность освоить все соответствующие потребителю источники информации;

содержательные (смысловые), вызываемые недостатком информации из-за сложности изложения, обилия специальной терминологии и т.п.;

качественные, связанные с необходимостью сравнительной оценки и выбора лучших из множества имеющихся источников информации.

2. Субъективные ИБ, зависящие от П:

языковые, как результат незнания П языка, на котором написан Д. Этот барьер в современных условиях представляет собой одно из наиболее мощных препятствий, затрудняющих использование Д (особенно научных). В области научно-технической информации доля литературы на англ., нем., русском и французском яз. в совокупности составляет 88%. В гуманитарных науках литература на англ. яз. составляет 30%, французском — 13%, испанском — 12%, русском — 6% и т.д.

– психологические, обусловленные наличием у П предубеждения к тем или иным жанрам, авторам, новым формам источников информации, а также неразвитого художественного вкуса, отсутствием навыков систематического самообразовательного чтения, настроением, влиянием окружающей читательской среды и т.п.;

– барьеры воображения, связанные, например, с тем, что ученый уверен в невозможности найти нужную информацию и отказывается от поиска;

– стратегически-поисковые барьеры, связанные с неумением П. выбрать правильную стратегию документального поиска;

– временные барьеры, обусловленные тем, что ученый не может тратить на поиск информации более 20–25% своего рабочего времени;

– экономические барьеры, связанные с недостатком средств у потребителя для приобретения источников информации или оплаты соответствующих услуг.

3. Информационные барьеры, возникающие благодаря создателям документов и посредникам (третьей стороне) в системе документальных коммуникаций:

– ведомственные барьеры, связанные с административной структурой ведомств, препятствующей движению документов;

– режимные барьеры, вводимые во избежание утечки секретной информации в рамках государственных или ведомственных структур;

– редакционно-издательские барьеры, связанные с задержанием выхода в свет публикаций, их низким качеством, наличием неряшливых формулировок, избыточной информации и т.п.

– барьеры, связанные с отсутствием и (или) несоблюдением стандартов на публикации, что затрудняет библиографический поиск в больших документных массивах;

– библиотечно-библиографические барьеры, вызванные задержками и другими недостатками в библиотечном и библиографическом обслуживании П.

Т.о., библиография сформировалась как социальный институт, в рамках которого выработаны специальные средства и методы, позволяющие устранить обозначенные информационные барьеры. Ее главная задача — осуществлять посреднические функции между фиксированной информацией и потребителем, ориентировать человека и общество в пространстве информации и знания.

В. Основные функции библиографии.

Общественные функции библиографии, многообразие их наименований.

Мы отмечали, что библиография — это социальный институт, поэтому из всего многообразия определений понятия функция мы выбрали следующую: функция — это роль, выполняемая определенным социальным институтом по отношению к обществу. В специальной литературе имеется более 50 наименований общественных функций библиографии. Они различны по смыслу и широте содержания, зачастую пересекаются между собой. Существующие концепции различных авторов мы рассмотрим позже, где будут раскрыты и предлагаемые ими функции. Сейчас за основу мы приняли одну из концепций, а именно, М.Г.Вохрышевой, как наиболее симпатичную нам и не противоречащей остальным.

Функции библиографии по М.Г. Вохрышевой.

Маргарита Георгиевна все многообразие функций подразделяет на две категории: общие и частные. Первые характерны для всего многообразия библиографических явлений, вторые связаны с конкретными направлениями библиографической деятельности.

Основная функция библиографии — упорядочение документных массивов с целью ориентации в них, т.е. функция упорядочения документов.

В зависимости от технологических процедур, с помощью которых реализуется упорядочивание документов, выделяются следующие функции:

отражательно-преобразующая — суть в том, что документ преобразуется, трансформируется в библиографическую форму, которая позволяет идентифицировать, отождествить, опознать документ — первоисточник;

структурирующая, т.е. все документы должны быть определенным образом структурированы, т.е. организованы друг относительно друга, систематизированы, классифицированы;

ценностно-ориентационная, т.е. библиография должна ориентировать потребителей в мире документов с учетом интереса потребителя, а также ценности документа, для чего осуществляется анализ, оценка документа и представление его в соответствующей форме.

В зависимости от целей, которые ставятся перед библиографией различают следующие функции:

познавательная, суть в том, что в следствие перечисленных выше процедур создается новое (библиографическое) знание, которое, в свою очередь, нацелено на поиск, получение и создание нового знания потребителем, что позволяет говорить о познавательной функции библиографии;

информационная — библиография формирует оригинальный вид информации, специфический по форме и содержанию — библиографическую информацию, тем самым она выполняет информационную функцию в обществе. Библиографическая информация дает возможность генерировать новые знания, способствуя решению актуальных научных, социальных и иных задач;

социально-коммуникационная. Библиография выступает в качестве одного из средств социальной коммуникации, выполняя коммуникационную функцию — функцию сообщения, связи и общения людей своими специфическим средствами — особым библиографическим языком, системой кодирования информации, своими правилами осуществления коммуникации в различных процессах библиографической деятельности.

Частные функции, как мы говорили, связанны с конкретными направлениями деятельности (государственная библиография — функции: документная, депозитарная, архивная, фондообразующая, регистрирующая, моделирующая, международная).

Г. Закономерности развития библиографии.

1. Соответствие библиографии экономическим и социально-культурным условиям общества.

2. Библиография не утрачивает ничего ценного, достигнутого за годы своего развития.

3. Соответствие библиографии уровню современных информационных технологий и возможностям их оптимального использования.

4. Изменение функций библиографии частного порядка и перераспределение “веса” и значения отдельных звеньев и направлений развития в разные исторические периоды.

5. Основная функция библиографии конкретизируется в решении двух главных задач и соответственно реализуется по двум направлениям: — максимально полное отражение всех документальных ресурсов; — дифференцированное отражение документов с учетом потребностей различных категорий пользователей.

6. Наличие глубоких системных связей, которые исторически сложились в системе документных коммуникаций.

7. Функционирование библиографии связано с формированием системы библиографического знания на основе преобразования любого знания специфическими для библиографии методами.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 1