link740 link741 link742 link743 link744 link745 link746 link747 link748 link749 link750 link751 link752 link753 link754 link755 link756 link757 link758 link759 link760 link761 link762 link763 link764 link765 link766 link767 link768 link769 link770 link771 link772 link773 link774 link775 link776 link777 link778 link779 link780 link781 link782 link783 link784 link785 link786 link787 link788 link789 link790 link791 link792 link793 link794 link795 link796 link797 link798 link799 link800 link801 link802 link803 link804 link805 link806 link807 link808 link809 link810 link811 link812 link813 link814 link815 link816 link817 link818 link819 link820 link821 link822 link823 link824 link825 link826 link827 link828 link829 link830 link831 link832 link833 link834 link835 link836 link837 link838 link839 link840 link841 link842 link843 link844 link845 link846 link847 link848 link849 link850 link851 link852 link853 link854 link855 link856 link857 link858 link859 link860 link861 link862 link863 link864 link865 link866 link867 link868 link869 link870 link871 link872 link873 link874 link875 link876 link877 link878 link879 link880 link881 link882 link883 link884 link885 link886 link887

Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Результаты библиографической деятельности

Результаты библиографической деятельности

 

Результат — заключительный компонент структуры библиографической деятельности. На его получение ориен­тированы все другие ее компоненты. В общем случае резуль­тат деятельности — это осуществленная, реализованная (ма­териально или идеально) цель. Насколько разнообразны цели библиографической деятельности, настолько же разнообраз­ны и многочисленны ее результаты.

Конечная цель библиографической деятельности — со­действие удовлетворению информационных потребностей человека. Следовательно, и конечный (совокупный) результат библиографической деятельности — реальное удовлетворе­ние этих потребностей.

Всем направлениям, участкам, формам и методам биб­лиографирования и библиографического обслуживания свой­ственны собственные цели и собственные результаты. Так, например, общий непосредственный результат процесса биб­лиографирования — система библиографических пособий (библиографическая продукция), а результат справочно-библиографического обслуживания — доведенные до потре­бителей положительные или отрицательные ответы на их ра­зовые запросы в форме библиографических справок, кон­сультаций или отказов.

В связи с огромным разнообразием библиографических посо­бий появилась необходимость их классификации, то есть объеди­нения их в классы (группы) на основе каких-либо общих признаков. Классификация необходима прежде всего в целях изучения, кото­рое возможно лишь на пути упорядочения многообразия. Кроме того, она важна в аспекте составительской и издательской практики, тре­бующей определенной унификации того или иного вида библиографических источников. Классификация пособий полезна также с точки зрения пользователя и информационного посредника, поскольку по­зволяет сориентироваться в адекватности источника запросу и ин­тересам конкретного потребителя, способствует упорядоченности используемых библиографических ресурсов.

В специальной литературе предложены различные схемы клас­сификации пособий, наиболее полные из которых содержат свыше 130 категорий. Варианты зависят от признаков, положенных в осно­ву классификации. Признаки носят формальный (например, хроно­логический охват документов, форма существования источника и др.) или содержательный (назначение, смысл объектов библиогра­фического отражения и др.) характер.

В учебных целях представляется более рациональным дать уп­рощенный вариант, отражающий наиболее значимые критерии клас­сификации. Видовая классификация пособий, представленная на Рис.1, строится по фасетно-блочному принципу. Фасеты включают наи­более общие признаки объединения пособий в группы: назначение пособий, специфика объектов библиографирования (библиографи­ческого отражения), методы библиографирования, форма пособия. В рамках фасетов выделены конкретные признаки, на основе кото­рых объединяются пособия по сходству и распределяются по не­схожести.

Наконец, высший уровень организации результата — глобальный — дает наиболее об­щее понятие материализованного результата библиографической практической деятельности — понятие библиографических ресур­сов как единой целостной системы, объединяющей в себе все мно­жество библиографических источников как в пространственно-временном, так и типологическом планах их су­ществования.

Библиографические ресурсы трактуются широко (как инфор­мационный, материально-технический и кадровый потенци­ал) и узко (как организованные массивы библиографической информации, используемые в целях удовлетворения библиографи­ческих потребностей). Употребляя термин во втором значении, важ­но отметить разнообразие видов библиографических источников, которые образуют библиографические ресурсы. Технологически это, во-первых, различные формы библиографических источников с ли­нейно организованным текстом, то есть преимущественно печат­ных; во-вторых, это библиотечные каталоги и библиографические картотеки, с меняющимися структурой и составом; в-третьих, это гипертекстовые библиографические базы данных.

Библиографические ресурсы страны, региона оцениваются по комплексу критериев, к числу которых относятся: уникальность состава отражаемых в них документов; полнота документов; дос­тупность (территориальная, языковая, финансовая); поисковые воз­можности.

Было бы неверным заканчивать рассмотрение результатов дея­тельности фиксацией внимания на библиографическом пособии. Библиографические ресурсы лишаются смысла без их использова­ния. Необходимо рассмотреть и результат второго процесса — по­требления библиографической информации. Здесь также объективируются элементы деятельности: формы и методы дея­тельности, творческие способности и личностные качества субъек­тов деятельности. Результат этого процесса сложен по своей структуре и включает целый ряд компонентов. В общем виде он может быть представлен как удовлетворенность (или неудовлет­воренность) потребителя полученной информацией. Этот главный компонент может быть конкретизирован: 1) информация получена в необходимом объеме; 2) она соответствует запросу по содержа­нию; 3) она доступна для использования; 4) на получение информа­ции затрачен минимум времени. В качестве сопутствующих могут выступать такие составляющие результата, как удовлетворенность потребителя знакомством с новыми путями поиска информации, и состоявшимся обменом информацией, процессом общения и успеш­ной совместной с библиографом деятельностью.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 1