Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Результаты библиографической деятельности

Результаты библиографической деятельности

 

Результат — заключительный компонент структуры библиографической деятельности. На его получение ориен­тированы все другие ее компоненты. В общем случае резуль­тат деятельности — это осуществленная, реализованная (ма­териально или идеально) цель. Насколько разнообразны цели библиографической деятельности, настолько же разнообраз­ны и многочисленны ее результаты.

Конечная цель библиографической деятельности — со­действие удовлетворению информационных потребностей человека. Следовательно, и конечный (совокупный) результат библиографической деятельности — реальное удовлетворе­ние этих потребностей.

Всем направлениям, участкам, формам и методам биб­лиографирования и библиографического обслуживания свой­ственны собственные цели и собственные результаты. Так, например, общий непосредственный результат процесса биб­лиографирования — система библиографических пособий (библиографическая продукция), а результат справочно-библиографического обслуживания — доведенные до потре­бителей положительные или отрицательные ответы на их ра­зовые запросы в форме библиографических справок, кон­сультаций или отказов.

В связи с огромным разнообразием библиографических посо­бий появилась необходимость их классификации, то есть объеди­нения их в классы (группы) на основе каких-либо общих признаков. Классификация необходима прежде всего в целях изучения, кото­рое возможно лишь на пути упорядочения многообразия. Кроме того, она важна в аспекте составительской и издательской практики, тре­бующей определенной унификации того или иного вида библиографических источников. Классификация пособий полезна также с точки зрения пользователя и информационного посредника, поскольку по­зволяет сориентироваться в адекватности источника запросу и ин­тересам конкретного потребителя, способствует упорядоченности используемых библиографических ресурсов.

В специальной литературе предложены различные схемы клас­сификации пособий, наиболее полные из которых содержат свыше 130 категорий. Варианты зависят от признаков, положенных в осно­ву классификации. Признаки носят формальный (например, хроно­логический охват документов, форма существования источника и др.) или содержательный (назначение, смысл объектов библиогра­фического отражения и др.) характер.

В учебных целях представляется более рациональным дать уп­рощенный вариант, отражающий наиболее значимые критерии клас­сификации. Видовая классификация пособий, представленная на Рис.1, строится по фасетно-блочному принципу. Фасеты включают наи­более общие признаки объединения пособий в группы: назначение пособий, специфика объектов библиографирования (библиографи­ческого отражения), методы библиографирования, форма пособия. В рамках фасетов выделены конкретные признаки, на основе кото­рых объединяются пособия по сходству и распределяются по не­схожести.

Наконец, высший уровень организации результата — глобальный — дает наиболее об­щее понятие материализованного результата библиографической практической деятельности — понятие библиографических ресур­сов как единой целостной системы, объединяющей в себе все мно­жество библиографических источников как в пространственно-временном, так и типологическом планах их су­ществования.

Библиографические ресурсы трактуются широко (как инфор­мационный, материально-технический и кадровый потенци­ал) и узко (как организованные массивы библиографической информации, используемые в целях удовлетворения библиографи­ческих потребностей). Употребляя термин во втором значении, важ­но отметить разнообразие видов библиографических источников, которые образуют библиографические ресурсы. Технологически это, во-первых, различные формы библиографических источников с ли­нейно организованным текстом, то есть преимущественно печат­ных; во-вторых, это библиотечные каталоги и библиографические картотеки, с меняющимися структурой и составом; в-третьих, это гипертекстовые библиографические базы данных.

Библиографические ресурсы страны, региона оцениваются по комплексу критериев, к числу которых относятся: уникальность состава отражаемых в них документов; полнота документов; дос­тупность (территориальная, языковая, финансовая); поисковые воз­можности.

Было бы неверным заканчивать рассмотрение результатов дея­тельности фиксацией внимания на библиографическом пособии. Библиографические ресурсы лишаются смысла без их использова­ния. Необходимо рассмотреть и результат второго процесса — по­требления библиографической информации. Здесь также объективируются элементы деятельности: формы и методы дея­тельности, творческие способности и личностные качества субъек­тов деятельности. Результат этого процесса сложен по своей структуре и включает целый ряд компонентов. В общем виде он может быть представлен как удовлетворенность (или неудовлет­воренность) потребителя полученной информацией. Этот главный компонент может быть конкретизирован: 1) информация получена в необходимом объеме; 2) она соответствует запросу по содержа­нию; 3) она доступна для использования; 4) на получение информа­ции затрачен минимум времени. В качестве сопутствующих могут выступать такие составляющие результата, как удовлетворенность потребителя знакомством с новыми путями поиска информации, и состоявшимся обменом информацией, процессом общения и успеш­ной совместной с библиографом деятельностью.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 1