Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Библиографическое сообщение
- Лекции по библиографоведению. Часть 1
- Афинная библиографическая информация
- Информационные барьеры в системе документальных коммуникаций
- Библиографическая информация
- Специфические свойства библиографической информации
- Библиографическое сообщение
- Библиографическая деятельность
- Компонентная структура библиографической деятельности
- Объекты библиографической деятельности
- Процессы библиографической деятельности
- Средства библиографической деятельности
- Результаты библиографической деятельности
Библиография располагается в ряду систем, организующих знание, поэтому знание может рассматриваться в качестве ее объекта, хотя и опосредованно — через документ. Вместе с тем в различных библиографических процессах, в результате специальных процедур по упорядочению, организации, интерпретации знания получается новый продукт, который представляет собой уже библиографическое знание. Категория «библиографическое знание» стала предметом пристального внимания специалистов в 90-е годы XX в., некоторые из них считали даже ее более эвристичной, чем категория «библиографическая информация», и предлагали заменить ею последнюю. Итогом дискуссии явилось мнение о целесообразности их параллельного, одновременного существования и использования, поскольку они отражают разные ипостаси одного явления. Каждое из них наполнено определенными смыслами, которые позволяют более глубоко познать библиографию и расширить возможности включения ее в различные структуры социума.
Библиографическое знание и библиографическая информация — системы различных социальных процессов: познавательной деятельности и, соответственно, информационной деятельности. В сфере библиографического знания оперируют терминами «текст» (вместо «документ»), «познавательная потребность» (вместо «библиографическая потребность»). Библиографическое знание рассматривается в контексте когнитологии — науки о знаниях, закономерностях его обработки, формирования, организации, отображения, представления, в то время как информация — атрибут информационной сферы. Знание не вытесняет информацию, знаниевый подход не отрицает информационного. Библиографическая информация — это движущееся, трансформируемое, функционирующее библиографическое знание. Категория «знание» традиционна для библиографоведения, сейчас возвращение к ней идет на уровне более глубокого осмысления.
Библиографическое знание рассматривается как один из компонентов личного и общественного сознания, которое отражает мир текстов и связанных с ним явлений в специфическом — библиографическом аспекте. Это результат отражения документированных текстов как материальных и идеальных объектов, их свойств и отношений между ними в человеческом сознании. Библиографическое знание — это знание об источниках знания, позволяющее его структурировать, организовывать, оперировать отдельными его фрагментами. Оно имеет уровневую структуру, отражающую его различные познавательные возможности:
– описательный уровень: знание отдельных библиографических фактов, выраженное в форме библиографической записи;
– классификационный уровень: библиографическое знание, которое заключает в себе структурированные определенным образом массивы библиографических записей, библиографических пособий, баз данных;
– объяснительный уровень: знание, интерпретирующее библиографические факты и их массивы;
– методологический уровень: знание закономерностей развития и функционирования потоков фиксированных текстов в системе социальных коммуникаций;
– методический уровень: библиографическое знание, которое выражается в предписаниях, понятиях, принятых по отношению к текстам.
Все эти уровни относятся к знанию, содержащемуся в библиографической записи, библиографическом пособии, Вместе с тем все библиографические тексты — это итог развития практики и науки, база для исследований, и потому любое библиографическое знание содержит в неявном виде и библиографоведческое знание. Библиографические закономерности выявляются и проявляются в библиографическом знании, а осмысливаются — в библиографоведческом. Например, важной формой и источником библиографического знания являются библиографические пособия, например, обзоры библиографических ресурсов ежегодника «Библиография российской библиографии», которые призваны подытоживать развитие библиографии за год, рационализировать и актуализировать основные работы, активизировать их использование в практической сфере, выполнять функции библиографического источниковедения для исследователей, выступать в качестве важного способа профессиональной коммуникации.
На роль заместителя понятия БИ претендует еще одно понятие — «библиографическое сообщение». В специальной и учебной литературе библиографическое сообщение рассматривается как элементарная форма, то есть наиболее простая, далее неделимая структурная единица библиографической информации. Между тем оно не совсем отвечает требованиям, предъявляемым к таковым и прежде всего, требованию предметности. Оно не имеет конкретных очертаний и ускользает от взгляда исследователя как нечто определенное. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что библиографическое сообщение — это явление скорее сложное, чем простое, скорее абстрактное, чем конкретное, скорее общее, чем частное. Этим понятием можно обозначить практически все формы существования библиографической информации: и единичную библиографическую запись, и библиографическое пособие, и печатную форму коммуникации, и устную. В терминологическом стандарте библиографическое сообщение определяется как текст, содержащий библиографическую информацию. Если понимать текст широко, не только как печатную знаковую систему, но и устную, тогда можно с этим согласиться.
Но рассмотрение библиографического сообщения как формы существования библиографической информации связывается с его представлением в статике: сообщение — это текст, своего рода продукт, результат. Вместе с тем понятие «библиографическое сообщение» содержит в себе еще и момент осуществления и даже в первую очередь, — процессуальности. Библиографическое сообщение — это акт действия по переводу первично-документальной информации на вторично-документальный уровень, а также по передаче потребителю набора сведений о документе. Именно поэтому оно органично для устной коммуникации, где отсутствует видимая фиксация состояния и очевиден лишь процесс.
В связи с этим библиографическое сообщение предстает не только как феномен процесса активного функционирования библиографической информации, но и как структурная единица библиографической деятельности.