link1332 link1333 link1334 link1335 link1336 link1337 link1338 link1339 link1340 link1341 link1342 link1343 link1344 link1345 link1346 link1347 link1348 link1349 link1350 link1351 link1352 link1353 link1354 link1355 link1356 link1357 link1358 link1359 link1360 link1361 link1362 link1363 link1364 link1365 link1366 link1367 link1368 link1369 link1370 link1371 link1372 link1373 link1374 link1375 link1376 link1377 link1378 link1379 link1380 link1381 link1382 link1383 link1384 link1385 link1386 link1387 link1388 link1389 link1390 link1391 link1392 link1393 link1394 link1395 link1396 link1397 link1398 link1399 link1400 link1401 link1402 link1403 link1404 link1405 link1406 link1407 link1408 link1409 link1410 link1411 link1412 link1413 link1414 link1415 link1416 link1417 link1418 link1419 link1420 link1421 link1422 link1423 link1424 link1425 link1426 link1427 link1428 link1429 link1430 link1431 link1432 link1433 link1434 link1435 link1436 link1437 link1438 link1439 link1440 link1441 link1442 link1443 link1444 link1445 link1446 link1447 link1448 link1449 link1450 link1451 link1452 link1453 link1454 link1455 link1456 link1457 link1458 link1459 link1460 link1461 link1462 link1463 link1464 link1465 link1466 link1467 link1468 link1469 link1470 link1471 link1472 link1473 link1474 link1475 link1476 link1477 link1478 link1479

Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Библиографическое сообщение

Библиографическая информация и библиографическое знание. Библиографическое сообщение.

 

Библиография располагается в ряду систем, организующих зна­ние, поэтому знание может рассматриваться в качестве ее объек­та, хотя и опосредованно — через документ. Вместе с тем в различных библиографических процессах, в результате специаль­ных процедур по упорядочению, организации, интерпретации зна­ния получается новый продукт, который представляет собой уже библиографическое знание. Категория «библиографическое знание» стала предметом пристального внимания специалистов в 90-е годы XX в., некоторые из них считали даже ее более эвристичной, чем категория «библиографическая информация», и предлагали заме­нить ею последнюю. Итогом дискуссии явилось мнение о целесо­образности их параллельного, одновременного существования и использования, поскольку они отражают разные ипостаси одного явления. Каждое из них наполнено определенными смыслами, ко­торые позволяют более глубоко познать библиографию и расши­рить возможности включения ее в различные структуры социума.

Библиографическое знание и библиографическая информация — системы различных социальных процессов: познавательной дея­тельности и, соответственно, информационной деятельности. В сфере библиографического знания оперируют терминами «текст» (вместо «документ»), «познавательная потребность» (вместо «биб­лиографическая потребность»). Библиографическое знание рас­сматривается в контексте когнитологии — науки о знаниях, закономерностях его обработки, формирования, организации, ото­бражения, представления, в то время как информация — атрибут информационной сферы. Знание не вытесняет информацию, знаниевый подход не отрицает информационного. Библиографическая информация — это движущееся, трансформируемое, функционирую­щее библиографическое знание. Категория «знание» традиционна для библиографоведения, сейчас возвращение к ней идет на уровне более глубокого осмысления.

Библиографическое знание рассматривается как один из компо­нентов личного и общественного сознания, которое отражает мир текстов и связанных с ним явлений в специфическом — библиогра­фическом аспекте. Это результат отражения документированных текстов как материальных и идеальных объектов, их свойств и от­ношений между ними в человеческом сознании. Библиографичес­кое знание — это знание об источниках знания, позволяющее его структурировать, организовывать, оперировать отдель­ными его фрагментами. Оно имеет уровневую структуру, отра­жающую его различные познавательные возможности:

описательный уровень: знание отдельных библиографичес­ких фактов, выраженное в форме библиографической записи;

классификационный уровень: библиографическое знание, ко­торое заключает в себе структурированные определенным обра­зом массивы библиографических записей, библиографических пособий, баз данных;

объяснительный уровень: знание, интерпретирующее библиографические факты и их массивы;

методологический уровень: знание закономерностей развития и функционирования потоков фиксированных текстов в системе социальных коммуникаций;

методический уровень: библиографическое знание, которое выражается в предписаниях, понятиях, принятых по отношению к текстам.

Все эти уровни относятся к знанию, содержащемуся в библио­графической записи, библиографическом пособии, Вместе с тем все библиографические тексты — это итог развития практики и на­уки, база для исследований, и потому любое библиографическое знание содержит в неявном виде и библиографоведческое знание. Библиографические закономерности выявляются и проявляются в библиографическом знании, а осмысливаются — в библиографоведческом. Например, важной формой и источником библиографичес­кого знания являются библиографические пособия, например, обзоры библиографических ресурсов ежегодника «Библиография российской библиографии», которые призваны подытоживать раз­витие библиографии за год, рационализировать и актуализировать основные работы, активизировать их использование в практичес­кой сфере, выполнять функции библиографического источникове­дения для исследователей, выступать в качестве важного способа профессиональной коммуникации.

На роль заместителя понятия БИ претендует еще одно понятие — «библиографическое сообщение». В специальной и учебной литературе библиографическое сообще­ние рассматривается как элементарная форма, то есть наиболее простая, далее неделимая структурная единица библиографичес­кой информации. Между тем оно не совсем отвечает требованиям, предъявляемым к таковым и прежде всего, требованию предмет­ности. Оно не имеет конкретных очертаний и ускользает от взгляда исследователя как нечто определенное. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что библиографическое сообщение — это явление скорее сложное, чем простое, скорее абстрактное, чем кон­кретное, скорее общее, чем частное. Этим понятием можно обо­значить практически все формы существования библиографической информации: и единичную библиографическую запись, и библио­графическое пособие, и печатную форму коммуникации, и устную. В терминологическом стандарте библиографическое сообщение определяется как текст, содержащий библиографическую ин­формацию. Если понимать текст широко, не только как печатную знаковую систему, но и устную, тогда можно с этим согласиться.

Но рассмотрение библиографического сообщения как формы существования библиографической информации связывается с его представлением в статике: сообщение — это текст, своего рода про­дукт, результат. Вместе с тем понятие «библиографическое сооб­щение» содержит в себе еще и момент осуществления и даже в первую очередь, — процессуальности. Библиографическое сообщение — это акт действия по перево­ду первично-документальной информации на вторично-доку­ментальный уровень, а также по передаче потребителю набора сведений о документе. Именно поэтому оно органично для устной коммуникации, где отсутствует видимая фиксация состоя­ния и очевиден лишь процесс.

В связи с этим библиографическое сообщение предстает не только как феномен процесса активного функционирования библио­графической информации, но и как структурная единица библиогра­фической деятельности.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 1