link444 link445 link446 link447 link448 link449 link450 link451 link452 link453 link454 link455 link456 link457 link458 link459 link460 link461 link462 link463 link464 link465 link466 link467 link468 link469 link470 link471 link472 link473 link474 link475 link476 link477 link478 link479 link480 link481 link482 link483 link484 link485 link486 link487 link488 link489 link490 link491 link492 link493 link494 link495 link496 link497 link498 link499 link500 link501 link502 link503 link504 link505 link506 link507 link508 link509 link510 link511 link512 link513 link514 link515 link516 link517 link518 link519 link520 link521 link522 link523 link524 link525 link526 link527 link528 link529 link530 link531 link532 link533 link534 link535 link536 link537 link538 link539 link540 link541 link542 link543 link544 link545 link546 link547 link548 link549 link550 link551 link552 link553 link554 link555 link556 link557 link558 link559 link560 link561 link562 link563 link564 link565 link566 link567 link568 link569 link570 link571 link572 link573 link574 link575 link576 link577 link578 link579 link580 link581 link582 link583 link584 link585 link586 link587 link588 link589 link590 link591

Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Афинная библиографическая информация

Афинная библиографическая информация

 

Информация о документе в самом документе, на основе которой формируется библиографическая запись о нем, предназначенная для использования в библиографической деятельности и включения в самостоятельные (диагенетические) библиографические пособия. К АБИ относятся сведения об авторе, названии, выходных данных, издательская аннотация, оглавление, вспомогательные указатели, примечания и комментарии, фрагменты предисловий и послесловий, позволяющие точнее проводить идентификацию документа и т.д.

В Месопотамии библиотеки появились рано, в них большое развитие получили каталоги (т.е. каталожная форма существования библиографии — суть — связь с хранилищем). В это же время появляются и самостоятельные формы существования библиографии, т.н. диагенетическая форма. Это — списки новых поступлений, гимнов, писем и т.д.

Существует также латентная форма, суть которой в том, что библиографическая информация вкраплена в текст повествования.

Возникновение библиографии на Руси и Беларуси связывают с IX в., и ее эволюцию связывают с появлением письменности и развитием книжной культуры.

Сущность библиографии, несмотря на изменения социальных условий, революционных преобразований в сфере технологий, остается неизменной. Развитие книгопечатания, средств аудио- и видеозаписи, телевидения, компьютерной техники не смогли изменить природу библиографии, поскольку основная потребность общества и человека, которая стала причиной появления библиографии — потребность в знании и информации — сохраняется и остается до нашего времени.

Единственное, что важно отметить, что в ходе изменений социально-экономических и культурных условий изменились способы фиксации и распространения знаний и информации.

Библиография тесно связана с объектом фиксирования информации. В начале таким объектом был рукописный текст (рукописная книга), с началом книгопечатания — печатная книга, потом шире — произведения печати, т.к. включали в себя и другие разновидности печатных изданий (журналы, газеты и т.д.) Во второй половине ХХ в. широкое распространение получили непечатные источники информации (аудио- и видеозаписи), и появилась необходимость в термине, обозначающем более широко источник информации. В качестве такого термина с сер. 70-х годов утвердился «документ». Его понимали как любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) социальная информация.

NB! Необходимо иметь в виду две основные стороны документа — его идеальное содержание и материальную форму. В рамках библиотечно-библиографической терминологии обе стороны важны, поэтому и в библиотечно-библиографическом определении документа они должны быть отражены. Иначе говоря, возникает необходимость иметь две формулировки определения документа, выражающих один и тот же смысл, но с разных сторон: во-первых, со стороны содержания документа, во-вторых со стороны его формы:

1. Со стороны содержания: документ — это некоторая социальная информация, зафиксированная (закрепленная) человеком на некотором материальном носителе, в целях ее хранения, распространения и использования.

2. Со стороны формы: документ — это некоторый материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) некоторая социальная информация в целях ее хранения, распространения и использования.

Различные точки зрения на терминологические производные от «документа».

Ю.Н.Столяров предлагает договориться об использовании двух основных терминологических производных — документный (состоящий их документов) и — документальный (основанный на документах, подтвержденный документами, например, статья с цитированием к.-л. документов, подтверждающих к.-л. эмпирический факт и т.п.). Принят белорусскими учеными.

О.П.Коршунов: документный (в смысле Ю.Н.Столярова), документированный, вместо документальный (хорошо документированная статья), а термин документальный предлагает использовать как наиболее широкий, обобщающий по отношению ко всем предлагаемым терминам, в том числе документарный, т.е. существующий, функционирующий, зафиксированный в форме документа.

Однако в современных условиях внедрения новых информационных технологий в электронной среде значение материальной стороны документа становится второстепенным. Актуальным становится введение такого термина как «медиа», который определяется, применительно к библиографической практике, как источник информации, функционирующий в электронной среде. Производным от слова «медиа» выступает слово «медиадокумент», т.е. документ, который служит объектом библиографической фиксации, но который существует только в виртуальном пространстве. Употребляется также понятие «электронный документ» — это документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. Его разновидностью является электронное издание, рассматриваемое как документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. «Э.д» нельзя путать с электронным ресурсом, хотя возможны трансформации. Электронные ресурсы — это материалы, закодированные для обработки и управления ими с помощью компьютеров.

Таким образом, выстраивается цепочка, свидетельствующая о трансформации объекта библиографии: рукопись — книга — документ — электронный документ — медиа.

В современном библиографоведении одним из исходных и фундаментальных понятий все-таки является документ. И этим термином мы будем пользоваться.

Документ является центральным звеном системы документальных коммуникаций. Рассмотрим понятия коммуникация, система документных коммуникаций, библиографическая коммуникация.

Коммуникация — это управляемая передача информации между двумя и более лицами и (или) системами. В понятии «коммуникация» всегда подчеркивается наличие связи, взаимодействия с целью обмена информацией.

Система документных коммуникаций — это система, предназначенная для управления процессами функционирования документов в обществе. Она включает в себя документные ресурсы, процессы и методы, обеспечивающие их хранение, обработку, распространение и использование. Важнейшим элементом этой системы является человек: автор документа, издатель, распространитель, потребитель. В системе документных коммуникаций входит также целый ряд специально созданных общественных институтов: издательства, книжные магазины, архивы, библиотеки, научно-информационные центры, СМИ. Все они особым образом выполняют посреднические функции на пути документа с момента его создания до момента использования. К их числу относится и библиография, в рамках которой осуществляется библиографическая коммуникация — система передачи библиографической информации от одного субъекта к другому.

Библиография как социальный институт сформировалась под влиянием факторов, требующих посредничества в системе «документ — потребитель информации». Здесь мы сталкиваемся еще с одним понятием — «потребитель информации» — это тот, кто получает информацию и использует в различных целях. В роли потребителя может выступать один человек, группа людей, коллектив сотрудников, учреждение и т.п.

Однако в процессе взаимодействия Д–П могут возникать информационные барьеры, которые связаны со следующими главными моментами. Документы как материальные объекты в процессе распространения попадают в самые различные места (библиотеки, книжные магазины, органы информации, личные собрания и т.д.), т.е. они постоянно «рассеиваются» в пространстве. Естественно, что вместе с материальной формой документов «рассеивается» и их содержание. Это нарушает внутреннюю связь, непрерывность заключенного в них знания. В результате поиск каждого отдельного документа, а тем более документа родственного содержания оказывается очень затруднительным.

Все это усугубляется тем, что содержание документов неоднородно и предназначено определенным категориям потребителей. Потребитель со своей стороны не знает, где находятся нужные ему документы, не знает, в каких именно документах содержится интересующая его информация. Он не в силах следить за появлением всей массы новых документальных источников информации, человек вообще может не подозревать о существовании документов, соответствующих его интересам и т.д.

По мере того как растет число и разнообразие документов, с одной стороны, и потребителей информации, с другой, по мере того как социальная значимость документной информации неуклонно возрастает, а информационные потребности усложняются и дифференцируются, барьеры, препятствия, трудности в системе документальных коммуникаций все более обостряются.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 1