Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Библиографическая деятельность

Библиографическая деятельность

 

Понятие «библиографическая деятельность»

Понятие «библиографическая деятельность» относится к числу наиболее общих понятий библиографоведения. В 70-80-х годах XX в. оно получило теоретическое обоснование в свете деятельностного подхода к библиографии и приобрело категориальное значе­ние, хотя в литературе, а также среди практиков употреблялось и раньше. Появилась необходимость соотнесения его с базовым по­нятием «библиография».

Многие авторы рассматривают понятие «библиография» и «биб­лиографическая деятельность» как синонимы. Во многих случаях это возможно и рационально, но оказывается, что они не всегда взаимозаменимы, что свидетельствует об определенных смысловых различиях и правомерности параллель­ного друг с другом существования.

Все разнообразие представлений о библиографической деятель­ности объединяется в два подхода, которые можно обозначить как ограничительный и расширительный.

– первый связан с пониманием ее как библиографической практики («работы»), и он был долгое время доминирующим;

– второй подход соответствует целостному представлению библиографической деятельности, включающему в себя все многообразие библиографических явлений.

Традиционная интерпретация библиографической деятельности наиболее завершенные формы приняла в ГОСТе 7.0-77, развивавшем представления о библиогра­фии в рамках дихотомии: библиография (как область научно-прак­тической деятельности) и библиографоведепие (как наука об этой деятельности). Такое представление, закрепленное в данном ГОС­Те, приравнивало библиографию к практической деятельности, при этом добавление «научно» означало лишь, что в этой деятельности имеются элементы научного характера.

Иными словами, так как библиографическая деятельность приравнивается к прак­тике, а библиография тоже понимается как «научно-практическая деятельность», то, следовательно, библиографическая деятельность приравнивается к библиографии.

При расширительном подходе библиографическая деятельность включает в себя весь круг библиографических явлений, так же как и библиография в широком ее понимании. Знак равенства ставится уже на основе целостного понимания того и другого. Термины выс­тупают как синонимы и один из них становится излишним в аспек­те научной терминологической строгости. Составители ГОСТа 7.0.-77 «Библиография» предпочли сохранить термин «библиогра­фия», авторы ГОСТа 7.0-84 «Библиографическая деятельность» его исключили в пользу термина «библиографическая деятельность».

Следует заметить, исключение термина «библиография», по утвер­ждению авторов стандарта, не означало ни отказа от него, ни его недооценки, просто жесткая регламентация его значения признава­лась преждевременной.

В ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» библиографическая деятельность определена как область деятельности по удовлетворению потребностей в биб­лиографической информации, то есть в неё включается лишь прак­тическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский, учебно-педагогический компоненты. Между тем в самом понятии деятельности обобщено единство науки и практики, познания и пре­образования. Считая библиографическую деятельность только практической, мы ограничиваем содержание этой категории. Бо­лее правильным представляется интеграционный подход к библио­графической деятельности в таком широком ее понимании, когда познавательная сфера включается в нее наряду с практической. Библиографическая деятельность при данном подходе понимается более широко — как область деятельности, направленная на упоря­дочение функционирующей в обществе информации специфичес­кими средствами и изучение этого процесса. При этом имеется в виду создание специальных средств работы с информацией, а так­же процессы научного поиска и обучения кадров. Смысл данного тезиса может быть раскрыт в достаточной степени полно лишь в результате подробного анализа основных элементов библиографи­ческой системы и их взаимосвязей, то есть в результате выявления ее структуры. На данном этапе можно ограничиться определени­ем библиографической деятельности как области деятель­ности, направленной на создание, использование и изучение библиографических средств ориентации в пространстве ин­формации и знания.

Принципы функционирования библиографической деятельности

Библиографическая деятельность носит целесообразный харак­тер, реализуется в соответствии с определенными целями, проек­тами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются в дея­тельности, то есть специфические принципы.

Принципы — это основные исходные положения, наиболее устойчивые, определяющие систему требований к содержа­нию, организации, методике и технологии деятельности. Они различны по своему значению. Важнейшие из них играют роль ру­ководящих, методологических, определяющих качественный уро­вень деятельности, К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации. Другие принципы преиму­щественно связаны с выбором средств, форм и методов работы, то есть с моментами методического и организационного характе­ра: соответствие методов целям деятельности, интерактивность, дифференцированность деятельности, системность.

Анализ библиографической практической деятельности как системы осуществляется через выявление взаимосвязей основных ее элементов (всего 5): субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; объекта, на которое направлено действие субъекта; процессов как целесообразной активности субъекта, связанных с приложением материальных и духовных сил; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата как следствия достижения или не достижения цели.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 1