link1628 link1629 link1630 link1631 link1632 link1633 link1634 link1635 link1636 link1637 link1638 link1639 link1640 link1641 link1642 link1643 link1644 link1645 link1646 link1647 link1648 link1649 link1650 link1651 link1652 link1653 link1654 link1655 link1656 link1657 link1658 link1659 link1660 link1661 link1662 link1663 link1664 link1665 link1666 link1667 link1668 link1669 link1670 link1671 link1672 link1673 link1674 link1675 link1676 link1677 link1678 link1679 link1680 link1681 link1682 link1683 link1684 link1685 link1686 link1687 link1688 link1689 link1690 link1691 link1692 link1693 link1694 link1695 link1696 link1697 link1698 link1699 link1700 link1701 link1702 link1703 link1704 link1705 link1706 link1707 link1708 link1709 link1710 link1711 link1712 link1713 link1714 link1715 link1716 link1717 link1718 link1719 link1720 link1721 link1722 link1723 link1724 link1725 link1726 link1727 link1728 link1729 link1730 link1731 link1732 link1733 link1734 link1735 link1736 link1737 link1738 link1739 link1740 link1741 link1742 link1743 link1744 link1745 link1746 link1747 link1748 link1749 link1750 link1751 link1752 link1753 link1754 link1755 link1756 link1757 link1758 link1759 link1760 link1761 link1762 link1763 link1764 link1765 link1766 link1767 link1768 link1769 link1770 link1771 link1772 link1773 link1774 link1775

Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Компонентная структура библиографической деятельности

Компонентная структура библиографической деятельности

Субъект библиографической деятельности

 

Человек занимает центральное место в структуре библиогра­фической системы: с одной стороны — как субъект библиографи­ческой деятельности, с другой — как носитель библиографической потребности. Субъект-библиограф выполняет интегративную роль в системе, так как все другие компоненты являются предметом, средством или результатом его направленной активности.

В условиях внедрения компьютерных технологий он становится информационным посредником, оказывая помощь потребителю в поиске с использованием всех информационных ресурсов. В элект­ронной среде структура субъекта видоизменяется. В роли созда­ния информационного материала выступают те, кто наполняет сеть содержанием, размещают её на серверах: автор, дизайнер, про­граммист.

Посреднические функции выполняет чаще всего специалист в сфере информационной деятельности — библиограф, владеющий навыками информационного поиска. Особые функции выполняют другие посредники в библиографической системе — автор рекламной продукции и агент, продвигающие информационный продукт на рынке.

Понятие субъекта библиографической практической деятельно­сти характеризуется достаточной сложностью. Общеизвестно, что субъектом деятельности является тот, кто ее осуществляет. Биб­лиографическую деятельность осуществляет прежде всего библио­граф, то есть специалист, обладающий профессиональными знаниями, умениями и навыками и занимающий определенное место в системе общественного разделения труда. Нередко библиограф определяется как профессия, содержанием которой является информация о произведениях печати, составление биб­лиографических указателей, списков, картотек, а также обзоров, аннотаций и рефератов, выполнение библиографических справок. Специфику профессии можно выявить через перечисление опера­ций, которые выполняет библиограф, но всегда есть опасность что-то упустить, поэтому важно выделить существенные моменты, отличающие данную профессию от других.

Библиограф представляет лишь один уровень субъекта. На сле­дующем уровне в качестве практически действующего субъекта выделяются индивидуальный и коллективный субъекты. Когда речь идет о коллективе-субъекте, то имеется в виду прежде всего первичный трудовой коллектив, в рамках которого осуществляется совмест­ная деятельность (например, библиографический отдел библиоте­ки). В качестве коллективных субъектов выступают также общественные институты (организации, учреждения), включенные в той или иной степени в библиографическую практическую дея­тельность; это библиотеки, книжные палаты, книжные магазины, службы научно-технической информации, редакции газет и журна­лов, центры радиовещания и телевидения, архивы, музеи.

Библиографическая практическая деятельность осуществляет­ся не только на профессиональном уровне, но и непрофессионально — любым, кто временно выступает в этой роли. В качестве субъекта библио­графической практической деятельности может выступать и ее потребитель. Он выполняет двоякую роль в деятельности: с одной стороны, он выступает в качестве ее объекта, т.е. на удовлетворение его потребности нацелена БД, а с другой стороны, он может выступать в качестве субъекта, может брать на себя инициативу в библиографи­ческих процессах, влиять на их осуществление.

Субъект библиографоведения — это и теоретизирующий субъект, целью деятельности которого является получение нового знания об изучаемом предмете. В отличие от практической сферы в этом качестве выступают библиографоведы, профессионально работа­ющие в данной области.

Субъект в науке выступает также на индивидуальном и коллек­тивном уровнях. В современных условиях образуются различные формы научных сообществ, главными из которых следует считать:

1) коллективы крупных научных библиотек и информационных цент­ров; 2) коллективы кафедр библиографии высших учебных заведений; 3) межкафедральные объединения, включающие специалистов различ­ных вузов (проблемные группы); 4) межбиблиотечные объединения; 5) научно-производственные объединения, включающие специалистов, относящихся к различным сферам библиографической деятельности -практической и научной.

В 90-е годы полу­чила распространение система научных грантов, стимулирующая как индивидуальные, так и коллективные научные исследования.

Субъектную структуру учебно-познавательной деятельности обра­зуют преподаватель и обучающийся, которые являются одинаково активными сторонами данного процесса. Здесь также могут выделять­ся индивидуальный и коллективный уровни, но первый занимает пре­имущественную позицию, поскольку обучение, даже если оно осуществляется в коллективе (группе), всегда окрашено чертами лич­ности педагога и учащегося.

Однако библиограф–профессионал — главный субъект практической БД. Рассмотрим его в этом качестве более подробно.

Именно библиограф–профессионал создает источники БИ, доводит их до потребителей и организует использование. От уровня теоретической и практической подготовки библиографа, от его вооруженности передовыми методами работы зависят качество и эффективность БД.

Какими психологическими качествами должна обладать личность библиографа?

– способность быстро устанавливать самые различные связи между окружающей действительностью, людьми и документами;

– развитая профессиональная память, настроенность на целенаправленное запоминание библиографических сведений.

Эти общие качества дополняются специфическими требованиями, связанными с функциональной специализацией профессиональной библиографической деятельности.

Так, библиографу, осуществляющему библиографирование документов, необходимы спокойствие, усидчивость, сосредоточенность, развитое логическое (систематизирующее) мышление.

Библиографу, осуществляющему библиографическое обслуживание, необходимы способность быстро принимать решения в ходе поиска и отбора информации при дефиците времени, деловая активность в условиях неравномерности поступления запросов разной степени сложности, эмоциональная устойчивость и предельная тактичность в общении с потребителями информации, способность быстро переключаться с одной темы на другую, развитое эвристическое (особенно ассоциативное) мышление, хорошая профессиональная интуиция, позволяющая правильно угадывать характер и причины ошибок, неточностей в запросах (Шлюбский — Шмобский), упорство, настойчивость в достижении окончательного результата (позитивного или отрицательного) библиографического поиска.

Знания библиографа. Профессиональный тезаурус библиографа (совокупность необходимых ему знаний) состоит из двух основных частей: общенаучной и профессиональной.

Общенаучные знания библиографа складываются из следующих основных блоков:

– философско-методологические, политические, исторические здания. Особенно важны здесь знания законов диа­лектики, диалектической и формальной логики, современной внутренней и внешней политики, исторического прошлого человечества;

– психолого-педагогические знания, составляющие необходимую общенаучную основу, прежде всего, изучения, удовлетворения и формирования информационных потребно­стей, процессов общения библиографа с потребителями биб­лиографической информации;

– профессионально ориентированные математические, семиотические, лингвистические знания, играющие важную роль в биографической работе с большими документными массивами и потоками, разноязычными знаковыми системами, алфавитами, лигатурами, разделительными знаками и т. д.

Профессиональные знания библиографа включают:

– теорию и историю библиографической деятельно­сти, которые составляют фундаментальную основу профессиональной подготовки библиографа;

– практически-прикладные методические и технологические, источниковедческие, а также организационно-управленческие библиографические знания, базирующиеся на общенаучных и фундаментальных (теоретических и исторических) профессиональных знаниях и обеспечивающие их использование в практической библиографической деятельности. Этот блок составляет основное ядро «практически работающих» профессиональных знаний библиографа;

– профессионально значимые для библиографа знания из смежных отраслей науки и практической деятельности, прежде всего информатики и научно-информационной деятельности; книговедения и книжного (редакционно-издательского) дела и, в зависимости от ведомственной при­надлежности библиографической службы, библиотековеде­ния и библиотечного дела; библиополистики и книжной тор­говли; архивоведения и архивного дела и др.;

– фактографические знания, накапливающиеся у биб­лиографа в ходе его практической деятельности в результате целенаправленного запоминания имен, дат, названий сери­альных, многотомных, энциклопедических и других крупных изданий, названий журналов и газет, сведений о научных учреждениях, со­ставе фондов, структуре и возможностях использования СБА различных библиотек и органов НТИ и т. п.;

– для библиографа-отраслевика — знание проблематики, перспектив развития, терминологии, литературы (ос­новных трудов, периодических изданий), специальных источников библиографического поиска в обслуживаемой им отрасли знаний.

Профессиональные умения библиографа обеспечива­ют применение имеющихся у него знаний в его практической деятельности. Профессиональные умения обычно делятся на обязательные и желательные.

Обязательные подразделяются на общие (необходимые всем библиографам) и дополнительные (в зависимости от специализации). Назовем важнейшие среди них.

а) Все библиографы, независимо от специализации, должны уметь:

– составлять библиографические записи и читать их (извлекать из них необходимую информацию);

– вести библиографический поиск, пользоваться справочными и библиографическими изданиями, карточными ка­талогами, картотеками и другими источниками поиска;

– составлять библиографические пособия (выявлять, отбирать, группировать, аннотировать документы);

– пользоваться автоматизированными документографическими ИПС (включая реализованные на базе ЭВМ) и современной множительной техникой;

– планировать, учитывать, анализировать работу своей библиографической службы.

б) Библиограф–составитель дополнительно должен уметь:

– пользоваться существующими классификациями, систематизировать и предметизировать документы;

– редактировать библиографические пособия;

– составлять проспект библиографического пособия.

в) Библиограф, осуществляющий библиографическое обслуживание, дополнительно должен уметь:

– общаться с потребителями библиографической информации, прививать им навыки библиографического самообслуживания;

– принимать запросы, оформлять и выдавать библио­графические справки;

– организовывать и осуществлять массовое и дифференцированное библиографическое информирование потре­бителей информации.

К числу желательных для всех библиографов можно отнести следующие умения:

выступать публично, пропагандировать библиогра­фические знания;

– разбираться в библиографических описаниях на языках народов бывшего СССР и иностранных, использую­щих латинский и кириллический алфавиты;

– вести научно-исследовательскую и научно-методическую работу;

– печатать на машинке и пользоваться персональными ЭВМ.

Навыки библиографа – это регулярно повторяемые в ходе профессиональных занятий действия, доведенные бла­годаря повторениям до автоматизма и не требующие специ­ального контроля со стороны сознания. К ним относятся:

– навыки библиографического скорочтения, т. е. общего ознакомления с документом, осуществляемого в определенной последовательности с использованием стандартных приемов, и быстрого просмотра текста с целью поиска нужного фрагмента (цитаты, имени, библиографической записи и т. п.);

– навыки скорописания с помощью сокращения слов и словосочетаний, не искажающих смысл текста;

– навыки быстрой ориентации в справочных и биб­лиографических изданиях, в СБА библиотеки;

– навыки стандартного (письменного или машинопис­ного) фиксирования библиографических сведений, обеспечивающие в дальнейшем точное формирование библиографиче­ской записи без повторного обращения к документу.

Навыки, так же, как и умения, могут быть общими, свойственными всем библиографам, и дополнительными (специальными), адаптированными к особенностям профес­сиональных обязанностей, выполняемых библиографом в рамках его функциональной или отраслевой специализации.

Цели библиографической деятельности, устанавливаемые библиографом как субъектом библиографического процесса, чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.

Наиболее общей конечной целью является содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Эта цель дифференцируется (конкретизируется) в понятиях основных общественных функций библиографиче­ской информации, которые, представляя собой способы достижения конечной цели библиографической деятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели (найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются еще более конкретные цели, связанные с различными участками и направлениями библиографической деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, их субординация и координация практически беспредельны. Насколько сложны и разнообраз­ны сама библиографическая деятельность и ее связи с окружающей действительностью, настолько сложны и разнооб­разны цели, которые ставят перед собой библиографы.

В частности, все компоненты библиографической дея­тельности, которые здесь рассматриваются, и все их внутрен­ние подразделения также могут быть осознаны как цели.

Научное изучение целей библиографической деятель­ности как системы (их типология и структуризация) — важ­ная задача теоретического библиографоведения, которой до сих пор не уделялось достаточного внимания.

 

 

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 1