Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Компонентная структура библиографической деятельности

Компонентная структура библиографической деятельности

Субъект библиографической деятельности

 

Человек занимает центральное место в структуре библиогра­фической системы: с одной стороны — как субъект библиографи­ческой деятельности, с другой — как носитель библиографической потребности. Субъект-библиограф выполняет интегративную роль в системе, так как все другие компоненты являются предметом, средством или результатом его направленной активности.

В условиях внедрения компьютерных технологий он становится информационным посредником, оказывая помощь потребителю в поиске с использованием всех информационных ресурсов. В элект­ронной среде структура субъекта видоизменяется. В роли созда­ния информационного материала выступают те, кто наполняет сеть содержанием, размещают её на серверах: автор, дизайнер, про­граммист.

Посреднические функции выполняет чаще всего специалист в сфере информационной деятельности — библиограф, владеющий навыками информационного поиска. Особые функции выполняют другие посредники в библиографической системе — автор рекламной продукции и агент, продвигающие информационный продукт на рынке.

Понятие субъекта библиографической практической деятельно­сти характеризуется достаточной сложностью. Общеизвестно, что субъектом деятельности является тот, кто ее осуществляет. Биб­лиографическую деятельность осуществляет прежде всего библио­граф, то есть специалист, обладающий профессиональными знаниями, умениями и навыками и занимающий определенное место в системе общественного разделения труда. Нередко библиограф определяется как профессия, содержанием которой является информация о произведениях печати, составление биб­лиографических указателей, списков, картотек, а также обзоров, аннотаций и рефератов, выполнение библиографических справок. Специфику профессии можно выявить через перечисление опера­ций, которые выполняет библиограф, но всегда есть опасность что-то упустить, поэтому важно выделить существенные моменты, отличающие данную профессию от других.

Библиограф представляет лишь один уровень субъекта. На сле­дующем уровне в качестве практически действующего субъекта выделяются индивидуальный и коллективный субъекты. Когда речь идет о коллективе-субъекте, то имеется в виду прежде всего первичный трудовой коллектив, в рамках которого осуществляется совмест­ная деятельность (например, библиографический отдел библиоте­ки). В качестве коллективных субъектов выступают также общественные институты (организации, учреждения), включенные в той или иной степени в библиографическую практическую дея­тельность; это библиотеки, книжные палаты, книжные магазины, службы научно-технической информации, редакции газет и журна­лов, центры радиовещания и телевидения, архивы, музеи.

Библиографическая практическая деятельность осуществляет­ся не только на профессиональном уровне, но и непрофессионально — любым, кто временно выступает в этой роли. В качестве субъекта библио­графической практической деятельности может выступать и ее потребитель. Он выполняет двоякую роль в деятельности: с одной стороны, он выступает в качестве ее объекта, т.е. на удовлетворение его потребности нацелена БД, а с другой стороны, он может выступать в качестве субъекта, может брать на себя инициативу в библиографи­ческих процессах, влиять на их осуществление.

Субъект библиографоведения — это и теоретизирующий субъект, целью деятельности которого является получение нового знания об изучаемом предмете. В отличие от практической сферы в этом качестве выступают библиографоведы, профессионально работа­ющие в данной области.

Субъект в науке выступает также на индивидуальном и коллек­тивном уровнях. В современных условиях образуются различные формы научных сообществ, главными из которых следует считать:

1) коллективы крупных научных библиотек и информационных цент­ров; 2) коллективы кафедр библиографии высших учебных заведений; 3) межкафедральные объединения, включающие специалистов различ­ных вузов (проблемные группы); 4) межбиблиотечные объединения; 5) научно-производственные объединения, включающие специалистов, относящихся к различным сферам библиографической деятельности -практической и научной.

В 90-е годы полу­чила распространение система научных грантов, стимулирующая как индивидуальные, так и коллективные научные исследования.

Субъектную структуру учебно-познавательной деятельности обра­зуют преподаватель и обучающийся, которые являются одинаково активными сторонами данного процесса. Здесь также могут выделять­ся индивидуальный и коллективный уровни, но первый занимает пре­имущественную позицию, поскольку обучение, даже если оно осуществляется в коллективе (группе), всегда окрашено чертами лич­ности педагога и учащегося.

Однако библиограф–профессионал — главный субъект практической БД. Рассмотрим его в этом качестве более подробно.

Именно библиограф–профессионал создает источники БИ, доводит их до потребителей и организует использование. От уровня теоретической и практической подготовки библиографа, от его вооруженности передовыми методами работы зависят качество и эффективность БД.

Какими психологическими качествами должна обладать личность библиографа?

– способность быстро устанавливать самые различные связи между окружающей действительностью, людьми и документами;

– развитая профессиональная память, настроенность на целенаправленное запоминание библиографических сведений.

Эти общие качества дополняются специфическими требованиями, связанными с функциональной специализацией профессиональной библиографической деятельности.

Так, библиографу, осуществляющему библиографирование документов, необходимы спокойствие, усидчивость, сосредоточенность, развитое логическое (систематизирующее) мышление.

Библиографу, осуществляющему библиографическое обслуживание, необходимы способность быстро принимать решения в ходе поиска и отбора информации при дефиците времени, деловая активность в условиях неравномерности поступления запросов разной степени сложности, эмоциональная устойчивость и предельная тактичность в общении с потребителями информации, способность быстро переключаться с одной темы на другую, развитое эвристическое (особенно ассоциативное) мышление, хорошая профессиональная интуиция, позволяющая правильно угадывать характер и причины ошибок, неточностей в запросах (Шлюбский — Шмобский), упорство, настойчивость в достижении окончательного результата (позитивного или отрицательного) библиографического поиска.

Знания библиографа. Профессиональный тезаурус библиографа (совокупность необходимых ему знаний) состоит из двух основных частей: общенаучной и профессиональной.

Общенаучные знания библиографа складываются из следующих основных блоков:

– философско-методологические, политические, исторические здания. Особенно важны здесь знания законов диа­лектики, диалектической и формальной логики, современной внутренней и внешней политики, исторического прошлого человечества;

– психолого-педагогические знания, составляющие необходимую общенаучную основу, прежде всего, изучения, удовлетворения и формирования информационных потребно­стей, процессов общения библиографа с потребителями биб­лиографической информации;

– профессионально ориентированные математические, семиотические, лингвистические знания, играющие важную роль в биографической работе с большими документными массивами и потоками, разноязычными знаковыми системами, алфавитами, лигатурами, разделительными знаками и т. д.

Профессиональные знания библиографа включают:

– теорию и историю библиографической деятельно­сти, которые составляют фундаментальную основу профессиональной подготовки библиографа;

– практически-прикладные методические и технологические, источниковедческие, а также организационно-управленческие библиографические знания, базирующиеся на общенаучных и фундаментальных (теоретических и исторических) профессиональных знаниях и обеспечивающие их использование в практической библиографической деятельности. Этот блок составляет основное ядро «практически работающих» профессиональных знаний библиографа;

– профессионально значимые для библиографа знания из смежных отраслей науки и практической деятельности, прежде всего информатики и научно-информационной деятельности; книговедения и книжного (редакционно-издательского) дела и, в зависимости от ведомственной при­надлежности библиографической службы, библиотековеде­ния и библиотечного дела; библиополистики и книжной тор­говли; архивоведения и архивного дела и др.;

– фактографические знания, накапливающиеся у биб­лиографа в ходе его практической деятельности в результате целенаправленного запоминания имен, дат, названий сери­альных, многотомных, энциклопедических и других крупных изданий, названий журналов и газет, сведений о научных учреждениях, со­ставе фондов, структуре и возможностях использования СБА различных библиотек и органов НТИ и т. п.;

– для библиографа-отраслевика — знание проблематики, перспектив развития, терминологии, литературы (ос­новных трудов, периодических изданий), специальных источников библиографического поиска в обслуживаемой им отрасли знаний.

Профессиональные умения библиографа обеспечива­ют применение имеющихся у него знаний в его практической деятельности. Профессиональные умения обычно делятся на обязательные и желательные.

Обязательные подразделяются на общие (необходимые всем библиографам) и дополнительные (в зависимости от специализации). Назовем важнейшие среди них.

а) Все библиографы, независимо от специализации, должны уметь:

– составлять библиографические записи и читать их (извлекать из них необходимую информацию);

– вести библиографический поиск, пользоваться справочными и библиографическими изданиями, карточными ка­талогами, картотеками и другими источниками поиска;

– составлять библиографические пособия (выявлять, отбирать, группировать, аннотировать документы);

– пользоваться автоматизированными документографическими ИПС (включая реализованные на базе ЭВМ) и современной множительной техникой;

– планировать, учитывать, анализировать работу своей библиографической службы.

б) Библиограф–составитель дополнительно должен уметь:

– пользоваться существующими классификациями, систематизировать и предметизировать документы;

– редактировать библиографические пособия;

– составлять проспект библиографического пособия.

в) Библиограф, осуществляющий библиографическое обслуживание, дополнительно должен уметь:

– общаться с потребителями библиографической информации, прививать им навыки библиографического самообслуживания;

– принимать запросы, оформлять и выдавать библио­графические справки;

– организовывать и осуществлять массовое и дифференцированное библиографическое информирование потре­бителей информации.

К числу желательных для всех библиографов можно отнести следующие умения:

выступать публично, пропагандировать библиогра­фические знания;

– разбираться в библиографических описаниях на языках народов бывшего СССР и иностранных, использую­щих латинский и кириллический алфавиты;

– вести научно-исследовательскую и научно-методическую работу;

– печатать на машинке и пользоваться персональными ЭВМ.

Навыки библиографа – это регулярно повторяемые в ходе профессиональных занятий действия, доведенные бла­годаря повторениям до автоматизма и не требующие специ­ального контроля со стороны сознания. К ним относятся:

– навыки библиографического скорочтения, т. е. общего ознакомления с документом, осуществляемого в определенной последовательности с использованием стандартных приемов, и быстрого просмотра текста с целью поиска нужного фрагмента (цитаты, имени, библиографической записи и т. п.);

– навыки скорописания с помощью сокращения слов и словосочетаний, не искажающих смысл текста;

– навыки быстрой ориентации в справочных и биб­лиографических изданиях, в СБА библиотеки;

– навыки стандартного (письменного или машинопис­ного) фиксирования библиографических сведений, обеспечивающие в дальнейшем точное формирование библиографиче­ской записи без повторного обращения к документу.

Навыки, так же, как и умения, могут быть общими, свойственными всем библиографам, и дополнительными (специальными), адаптированными к особенностям профес­сиональных обязанностей, выполняемых библиографом в рамках его функциональной или отраслевой специализации.

Цели библиографической деятельности, устанавливаемые библиографом как субъектом библиографического процесса, чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.

Наиболее общей конечной целью является содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Эта цель дифференцируется (конкретизируется) в понятиях основных общественных функций библиографиче­ской информации, которые, представляя собой способы достижения конечной цели библиографической деятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели (найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются еще более конкретные цели, связанные с различными участками и направлениями библиографической деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, их субординация и координация практически беспредельны. Насколько сложны и разнообраз­ны сама библиографическая деятельность и ее связи с окружающей действительностью, настолько сложны и разнооб­разны цели, которые ставят перед собой библиографы.

В частности, все компоненты библиографической дея­тельности, которые здесь рассматриваются, и все их внутрен­ние подразделения также могут быть осознаны как цели.

Научное изучение целей библиографической деятель­ности как системы (их типология и структуризация) — важ­ная задача теоретического библиографоведения, которой до сих пор не уделялось достаточного внимания.

 

 

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 1