link1776 link1777 link1778 link1779 link1780 link1781 link1782 link1783 link1784 link1785 link1786 link1787 link1788 link1789 link1790 link1791 link1792 link1793 link1794 link1795 link1796 link1797 link1798 link1799 link1800 link1801 link1802 link1803 link1804 link1805 link1806 link1807 link1808 link1809 link1810 link1811 link1812 link1813 link1814 link1815 link1816 link1817 link1818 link1819 link1820 link1821 link1822 link1823 link1824 link1825 link1826 link1827 link1828 link1829 link1830 link1831 link1832 link1833 link1834 link1835 link1836 link1837 link1838 link1839 link1840 link1841 link1842 link1843 link1844 link1845 link1846 link1847 link1848 link1849 link1850 link1851 link1852 link1853 link1854 link1855 link1856 link1857 link1858 link1859 link1860 link1861 link1862 link1863 link1864 link1865 link1866 link1867 link1868 link1869 link1870 link1871 link1872 link1873 link1874 link1875 link1876 link1877 link1878 link1879 link1880 link1881 link1882 link1883 link1884 link1885 link1886 link1887 link1888 link1889 link1890 link1891 link1892 link1893 link1894 link1895 link1896 link1897 link1898 link1899 link1900 link1901 link1902 link1903 link1904 link1905 link1906 link1907 link1908 link1909 link1910 link1911 link1912 link1913 link1914 link1915 link1916 link1917 link1918 link1919 link1920 link1921 link1922 link1923

Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Объекты библиографической деятельности

Объекты библиографической деятельности

 

В качестве объекта библиографической деятельности выступает система докумен­тальных коммуникаций, представленная двумя ее основными элементами — документами и потребителями информации.

Система документальных коммуникаций едина, и вме­сте с тем документы и потребители как объекты библиогра­фической деятельности на разных ее участках и направлениях выступают в разных качествах и выполняют разные функции.

Документ как носитель социальной информации представляет собой непосредственный объект процесса библио­графирования.

Как объекты библиографирования документы в целях их библиографической обработки различным образом классифицируются библиографами с учетом трех основных признаков: содержания документа, его документарной формы; целевого назначения.

По признаку содержания документа.

В библиографической работе используются главным образом иерархические и фасетные классификации, а также предметные информационно-поисковые языки (ИПЯ).

Иерархические классификации — самые традицион­ные. Они имеют структуру «древа знаний», в котором опре­деленная совокупность знаний (универсум) последовательно делится на все более узкие подклассы. Существует много универсальных иерархических классификаций, охватываю­щих сразу все отрасли человеческих знаний.

В библиографической практике наиболее широко используются библиотечно-библиографическая классификация (ББК), Универсальная библиографическая классификация (УДК) и другие.

Фасетные классификации отличаются от иерархиче­ских тем, что в них вместо одного обширного «древа знаний» создается параллельно несколько иерархических структур (фасетов), соответствующих основным аспектам библиогра­фируемого массива документов. Затем из этих фасетов выби­раются соответствующие подразделения, которые в совокуп­ности и образуют сложный класс, многоаспектно характери­зующий библиографируемый (и индексируемый) документ. Первая фасетная классификация (Классификация двое­точием) была разработана известным индийским библиогра­фом и библиотекарем Ш. Р. Ранганатаном в 1933 г.

Предметный ИПЯ представляет собой алфавитный перечень понятий, со6ытий, фактов (предметных рубрик), отражающих содержание библиографируемых документов и используемых в целях углубленного тематического библио­графического поиска. Наиболее широко предметные ИПЯ используются в предметных каталогах библиотек, при со­ставлении предметных указателей к отдельным изданиям и вспомогательных предметных указателей к библиографиче­ским пособиям.

Классификация документов по их форме получила уже достаточно развернутое научное обоснование, По формальным признакам различаются обычно такие группы документов, как непериодические (книги, брошюры, листовки), периодические и продолжающиеся издания (журналы, газеты, бюллетени, листки), кинофотофонодокументы и т. п.

Менее разработана в научном плане классификация до­кументов как объектов библиографирования по признаку целевого назначения. Существует много вариантов такой клас­сификации. Так, например, в ГОСТе 7.60–2003 Издания. Основные виды: Термины и определения (взамен ГОСТ 7.60-90) по целевому на­значению и характеру информации выделено 36 видов и под­видов (разновидностей) изданий. Среди них — 13 основных видов: официальные, научные, научно-популярные, массово-политические, учебные, производственные, нормативное производственно-практические, духовно-просветительные, справочные, ин­формационные издания, рекламные, издания для досуга.

Потребители информации (ПИ)

В сфере библиографической деятельности ПИ выступают в качестве потенциального (опосредованного, типичного) объекта составительской рабо­ты и непосредственного, индивидуального объекта библио­графического обслуживания.

Для библиографа важны, прежде всего, документальные потребности, интересы и запросы потребителей, связанные с получением библиографической информации.

Документальные потребности существуют объективно (независимо от того, осознаны они или не осознаны отдель­ными участниками информационного процесса) и социально обусловлены в своих конкретных проявлениях. Индивиду­альные потребности, кроме того, формируются под влиянием личных особенностей индивида.

Реально потребности выражаются через интерес. Следовательно, интерес — это осознанно активная, деятельная форма существования потребностей. Интерес, в свою очередь, субъективно формулируется потребителем в запросе.

Таким образом, документальные интересы и запросы — это специфические формы существования (проявления) до­кументальных потребностей.

Потребитель формулирует свой запрос исходя из субъ­ективных представлений о своих интересах и на основе того запаса знаний, которым он располагает. Поэтому поступив­ший к библиографу запрос может не вполне соответствовать действительным интересам человека, который его сформули­ровал, а тем более его потребностям, которые отстоят от за­проса еще дальше. По запросу читателя часто нельзя судить о его действительных потребностях и интересах, хотя запросы и служат весьма важным источником их изучения. Библиограф должен изучать и знать потребности, обусловленные задачами развития науки, народного хозяйства, культуры, воспитательной работы и т. д., объективно свойственные обществу на данном этапе его развития.

Библиограф должен не только ответить на поступив­ший к нему запрос, но и стремиться уточнить его, привести в более точное соответствие с интересами, воздействовать биб­лиографическими средствами на содержание и структуру ин­тересов, а через них оказывать направляющее воздействие на формирование у потребителя общественно значимых, всесто­ронне развитых документальных потребностей.

Задачи дифференцированного библиографического обеспечения общества вызывают необходимость создания научно обоснованной классификации потребителей библио­графической информации. Проблема эта очень сложна, ее полное и удовлетворительное решение — дело будущего. В настоящее время библиографы и библиографоведы, в зависи­мости от целей, которые они перед собой ставят, классифи­цируют потребителей библиографической информации по различным признакам. Ведущее место отводится социально-экономическим факторам, поскольку именно они, прежде всего, влияют на информационные потребности людей. К числу таких факторов относятся: род профессионально-трудовой деятельности, место, занимаемое человеком в про­цессе материального или духовного производства, уровень общего образования, наличие навыков самостоятельной работы с книгой, с библиографическими пособиями (культура чтения), семейное положение, возраст, пол, бытовые условия и другие признаки.

Итак, документ — это непосредственный объект библиографирования, потребитель информации — это как потенциальный (типичный), так и конкретный (индивидуальный) объект библиографического воздействия. Следовательно, основные элементы системы «документ — потребитель» играют с позиций библиографии качественно различную, но одинаково важную роль. Важен не каждый элемент, взятый сам по себе, а связь между ними. Эта информационная связь и является подлинным объектом библиографической деятельности. В результате система «документ — потребитель» образует единый непосредственный и опосредованный объект библиографии в целом.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 1