Лекции по библиографоведению. Часть 1 — Объекты библиографической деятельности
- Лекции по библиографоведению. Часть 1
- Афинная библиографическая информация
- Информационные барьеры в системе документальных коммуникаций
- Библиографическая информация
- Специфические свойства библиографической информации
- Библиографическое сообщение
- Библиографическая деятельность
- Компонентная структура библиографической деятельности
- Объекты библиографической деятельности
- Процессы библиографической деятельности
- Средства библиографической деятельности
- Результаты библиографической деятельности
В качестве объекта библиографической деятельности выступает система документальных коммуникаций, представленная двумя ее основными элементами — документами и потребителями информации.
Система документальных коммуникаций едина, и вместе с тем документы и потребители как объекты библиографической деятельности на разных ее участках и направлениях выступают в разных качествах и выполняют разные функции.
Документ как носитель социальной информации представляет собой непосредственный объект процесса библиографирования.
Как объекты библиографирования документы в целях их библиографической обработки различным образом классифицируются библиографами с учетом трех основных признаков: содержания документа, его документарной формы; целевого назначения.
По признаку содержания документа.
В библиографической работе используются главным образом иерархические и фасетные классификации, а также предметные информационно-поисковые языки (ИПЯ).
Иерархические классификации — самые традиционные. Они имеют структуру «древа знаний», в котором определенная совокупность знаний (универсум) последовательно делится на все более узкие подклассы. Существует много универсальных иерархических классификаций, охватывающих сразу все отрасли человеческих знаний.
В библиографической практике наиболее широко используются библиотечно-библиографическая классификация (ББК), Универсальная библиографическая классификация (УДК) и другие.
Фасетные классификации отличаются от иерархических тем, что в них вместо одного обширного «древа знаний» создается параллельно несколько иерархических структур (фасетов), соответствующих основным аспектам библиографируемого массива документов. Затем из этих фасетов выбираются соответствующие подразделения, которые в совокупности и образуют сложный класс, многоаспектно характеризующий библиографируемый (и индексируемый) документ. Первая фасетная классификация (Классификация двоеточием) была разработана известным индийским библиографом и библиотекарем Ш. Р. Ранганатаном в 1933 г.
Предметный ИПЯ представляет собой алфавитный перечень понятий, со6ытий, фактов (предметных рубрик), отражающих содержание библиографируемых документов и используемых в целях углубленного тематического библиографического поиска. Наиболее широко предметные ИПЯ используются в предметных каталогах библиотек, при составлении предметных указателей к отдельным изданиям и вспомогательных предметных указателей к библиографическим пособиям.
Классификация документов по их форме получила уже достаточно развернутое научное обоснование, По формальным признакам различаются обычно такие группы документов, как непериодические (книги, брошюры, листовки), периодические и продолжающиеся издания (журналы, газеты, бюллетени, листки), кинофотофонодокументы и т. п.
Менее разработана в научном плане классификация документов как объектов библиографирования по признаку целевого назначения. Существует много вариантов такой классификации. Так, например, в ГОСТе 7.60–2003 Издания. Основные виды: Термины и определения (взамен ГОСТ 7.60-90) по целевому назначению и характеру информации выделено 36 видов и подвидов (разновидностей) изданий. Среди них — 13 основных видов: официальные, научные, научно-популярные, массово-политические, учебные, производственные, нормативное производственно-практические, духовно-просветительные, справочные, информационные издания, рекламные, издания для досуга.
Потребители информации (ПИ)
В сфере библиографической деятельности ПИ выступают в качестве потенциального (опосредованного, типичного) объекта составительской работы и непосредственного, индивидуального объекта библиографического обслуживания.
Для библиографа важны, прежде всего, документальные потребности, интересы и запросы потребителей, связанные с получением библиографической информации.
Документальные потребности существуют объективно (независимо от того, осознаны они или не осознаны отдельными участниками информационного процесса) и социально обусловлены в своих конкретных проявлениях. Индивидуальные потребности, кроме того, формируются под влиянием личных особенностей индивида.
Реально потребности выражаются через интерес. Следовательно, интерес — это осознанно активная, деятельная форма существования потребностей. Интерес, в свою очередь, субъективно формулируется потребителем в запросе.
Таким образом, документальные интересы и запросы — это специфические формы существования (проявления) документальных потребностей.
Потребитель формулирует свой запрос исходя из субъективных представлений о своих интересах и на основе того запаса знаний, которым он располагает. Поэтому поступивший к библиографу запрос может не вполне соответствовать действительным интересам человека, который его сформулировал, а тем более его потребностям, которые отстоят от запроса еще дальше. По запросу читателя часто нельзя судить о его действительных потребностях и интересах, хотя запросы и служат весьма важным источником их изучения. Библиограф должен изучать и знать потребности, обусловленные задачами развития науки, народного хозяйства, культуры, воспитательной работы и т. д., объективно свойственные обществу на данном этапе его развития.
Библиограф должен не только ответить на поступивший к нему запрос, но и стремиться уточнить его, привести в более точное соответствие с интересами, воздействовать библиографическими средствами на содержание и структуру интересов, а через них оказывать направляющее воздействие на формирование у потребителя общественно значимых, всесторонне развитых документальных потребностей.
Задачи дифференцированного библиографического обеспечения общества вызывают необходимость создания научно обоснованной классификации потребителей библиографической информации. Проблема эта очень сложна, ее полное и удовлетворительное решение — дело будущего. В настоящее время библиографы и библиографоведы, в зависимости от целей, которые они перед собой ставят, классифицируют потребителей библиографической информации по различным признакам. Ведущее место отводится социально-экономическим факторам, поскольку именно они, прежде всего, влияют на информационные потребности людей. К числу таких факторов относятся: род профессионально-трудовой деятельности, место, занимаемое человеком в процессе материального или духовного производства, уровень общего образования, наличие навыков самостоятельной работы с книгой, с библиографическими пособиями (культура чтения), семейное положение, возраст, пол, бытовые условия и другие признаки.
Итак, документ — это непосредственный объект библиографирования, потребитель информации — это как потенциальный (типичный), так и конкретный (индивидуальный) объект библиографического воздействия. Следовательно, основные элементы системы «документ — потребитель» играют с позиций библиографии качественно различную, но одинаково важную роль. Важен не каждый элемент, взятый сам по себе, а связь между ними. Эта информационная связь и является подлинным объектом библиографической деятельности. В результате система «документ — потребитель» образует единый непосредственный и опосредованный объект библиографии в целом.