Социология коммуникаций — экспериментально-прикладной эффект массовых коммуникаций — Общее, особенное и единичное в методологии

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

Общее, особенное и единичное в методологии

Методология — учение о системе научных принципов, форм 'способов исследовательской деятельности — имеет трехуровневую структуру. Обычно различают фундаментальные, общенаучные принципы, составляющие собственно методологию, частнонаучные принципы, лежащие в основе теории той или иной дисциплины, научной отрасли, и систему конкретных, методов, используемых для решения специальных исследовательских задач.

Фундаментальные принципы имеют общенаучный характер, так как основаны на обобщающих, философских положениях, отражающих наиболее существенные свойства объективной действительности и сознания с учетом имеющегося опыта, добытого в процессе познавательной деятельности человека. Таковы, например, принципы диалектики, отражающей взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности, детерминизма — объективной причинной обусловленности явлений, изоморфизма — отношений объектов, выражающих тождество их строения и Др. В равной, степени для методологии важно понимание таких категорий, как субъективное и объективное, сущность и явление, материальное и идеальное и др. Несомненно, содержательная интерпретация этих принципов варьируется в соответствии со спецификой исследуемого материала (сравним, например, понимание изоморфизма в математике, геохимии и языкознании, естественных науках). От трактовки философских принципов. И общенаучных понятий зависит обоснование методологического подхода к исследованию в той или иной области.

Другим немаловажным вопросом является истинность философских положений. С одной стороны, философия является открытой научной системой обобщающих положений, в которой по самой ее природе нет единого исходного начала. С другой стороны, для обоснования любого философского положения приходится опираться на какую-то исходную дефиницию. Следовательно, философия и ее метод имеют относительный характер и не могут претендовать на универсальность. Что же может служить критерием общенаучной ценности философии? Ссылка на опыт как показатель общечеловеческой практики недостаточна. А в этой связи стоит прислушаться к аргументации В.В.Ильина — автора серии книг, посвященных теории познания. Необходимо выделение своего рода схемы общего в процессе анализа различных философских систем через осмысление историко-философского процесса в цело! (Ильин. 1993 С. 10). Выделение тождественного в исторической эволюции философии может служить объективным универсальности ее принципов.

Наконец, необходимо* обратить внимание на опасность смешения и даже подмены методологии идеологией. Дело в том, что эти понятия, действительно, пересекаются — и методология, и идеология содержат в себе философско-мировоззренческие компоненты. Но по своей сущности они различны; более того, они лежат в различных плоскостях. Методология — это учение о научно-исследовательских принципах познавательной деятельности человека, представляющее собой открытую систему многоаспектных и разноуровневых подходов к познанию явлений в их исторической обусловленности, преемственности и глобальности, которая совершенствуется на основе опыта и критической аргументации. Идеология — это закрытая и жесткая система господствующих в данный период идей, выражающих интересы, мировоззренческие идеалы определенного социума или социального движения. В силу своей жесткости данная система включает конъюнктурные компоненты, характеризуется целенаправленным воздействием на любые сферы человеческой деятельности и слабой критической аргументацией. Расширительное понимание функций идеологии может привести к искусственному сужению методологических научных основ, что чревато искажением результатов исследования.

Частнонаучные принципы определяются особенностями той или иной научной области как в плане предмета исследования, так и степени его теоретической разработанности. В свою очередь, эти принципы составляют основу методологической базы исследования, или, как говорят, теорию метода. Чем глубже эта теория отражает реальную сущность объектов, их взаимосвязи и функции, тем лучше. На этом уровне методологии налицо полевая структура частнонаучных методов, которые группируются вокруг центрального метода, по названию часто совпадающего с основным методологическим принципом, например, диалектический, функциональный, сравнительный, структурный и др. Несмотря на совпадение терминов, обозначающих методологический общенаучный принцип и частнонаучный метод, их следует различать. Диалектика как философский общенаучный принцип является отражением объектов в сознании человека и представляет собой методологическое учение о законах развития природного к духовного, материального и идеального. Диалектика как метод научного исследования представляет собой особый способ "мышление в познавательной деятельности человека. Методологические принципы могут быть жесткими и гибкими. Первые позволяют исследовать объект только в данном направлении или аспекте, без учета других факторов> таковы, например, структурный подход в лингвистике, ранний бихевиоризм и феноменализм в социологии. Вторые, отличаясь гибкостью и большим диапазоном, позволяют исследовать объект в разных аспектах, таковы, например, диалектический, функциональный, прагматический подходы в социологии, психологии, лингвистике и других научных областях возникает вопрос, можно ли заимствовать из смежных и даже отдаленных наук частные методы или пользоваться их результатами. Такая практика существует, чему способствуют два обстоятельства. Во-первых, если в основе "своего и "чужого" методов лежит единый методологический принцип, то они вполне совместимы. Так, например, общенаучный принцип системности позволил языкознанию заимствовать метод классификации из естественных наук. Во-вторых, заимствование Чужого" метода или его результата может быть плодотворным, так как позволяет обосновать гипотезу 'или сделать открытие. Например, сформулированный датским физиком Н. Бором принцип дополнительности, согласно которому два взаимоисключающих фактора "дополняют" друг друга и результаты эксперимента приобретают объяснительную силу, оказался эффективным и для гуманитарных наук. Предпринимались небезуспешные попытки интерпретировать функциональные зависимости между социальными факторами при помощи математических методов (В. Парето), методов физики (Г. Кэри). В языкознании проводилась аналогия между языковыми и физическими проблемами (Р.О. Якобсон). Такие представители точных наук, как А. Эйнпггейн и Л. Ландау, не раз высказывали мысль, что для обоснования гипотезы полезно находить новые связи между явлениями, которые кажутся далекими друг от друга, целесообразно создать систему на базе логически независимых гипотез и выяснить причинную связь.

Вместе с тем следует признать, что заимствование всей системы частных методов, представляющих определенную методологическую концепцию, малоэффективно. Об этом свидетельствуют попытки создания натуралисления в социологии, когда социальные и общности обосновывались концепцией, естественных наук.

Непременным условием выбора частнонаучных методов является их соотнесенность с определенной, стержневой методологической концепцией. В противном случае исследователь может стать жертвой эклекпвси (греч. "выбирающий") — набора механически соединенных разнородных принципов, взглядов и теорий, не имеющего научной ценности. Среди других требований, предъявляемых к частнонаучным методам, отмечаются следующие: объективность — опосредованность достоверными знаниями, обобщающая ценность — возможность применения к большому числу объектов, моделирование, эвристичность, возможность проверки результатов.

Вы здесь: Главная Социология Социология коммуникаций — экспериментально-прикладной эффект массовых коммуникаций