Социология коммуникаций — экспериментально-прикладной эффект массовых коммуникаций — Конкретные методы исследования
- Социология коммуникаций — экспериментально-прикладной эффект массовых коммуникаций
- Человеческая агрессия
- Массовая коммуникация и реклама
- Выбор каналов информации
- Требования к структурированию тематического поля
- Радиореклама
- Массовая коммуникация и речевая деятельность
- Прикладные задачи социологии коммуникации
- История машинного перевода
- Общее, особенное и единичное в методологии
- Конкретные методы исследования
- Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации
- Деятельностный и системный принципы
- Частнонаучные методы исследования социальной коммуникации
- Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации
- Социометрия
- Контент-анализ
Конкретные методы исследования составляют третий уровень методологии, понимаемой в широком смысле. Они определяются характером фактического материала, условиями и целью исследования. Несмотря на разнообразие, методы представляют собой не хаотичную совокупность, а упорядоченную систему, в которой определяется их место в соответствии с конкретным этапом исследования, использование технических приемов и проведение операций с фактическим материалом в заданной последовательности. Систему правил использования методов, приемов и операций называют иногда методикой исследования. В одной и той же научной области может быть несколько конкурирующих методик, которые постоянно совершенствуются в ходе экспериментальной работы. Наиболее сложной является методика экспериментальных исследований, как лабораторных, так и полевых. В различных научных областях используются методы, совпадающие по названию, например анкетирование, тестирование, шкалирование, но цели и методика их реализации различны.
Многие методы возникали чисто эмпирическим путем, заимствовались в разное время и с разными целями, поэтому разработать их классификацию или хотя бы типологию довольно
сложно. Наиболее приемлемым является выделение основных типов методов на основе двух признаков — цели и способа реализации. По первому признаку выделяются так называемые первичные методы, используемые с целью сбора материала, — изучение источников, наблюдение, опрос и т.п. Вторичные методы используются с целью обработки и анализа полученных данных — количественный и качественный анализ данных, их систематизация, шкалирование и т.п. Третий тип представлен верификационными методами и приемами, позволяющими проверить полученные результаты. По сути дела они сводятся также к качественному и количественному анализу данных на основе измерения соотнесенности постоянных и переменных факторов.
По признаку способа реализации различаются логико-аналитические, визуальные и экспериментально-игровые методы. К первым относятся традиционные методы дедукции и индукции, различающиеся по исходному этапу анализа. Они хорошо дополняют друг друга и могут использоваться в целях верификации — проверки истинности гипотез и выводов.
Истоки визуальных или графических методов восходят к ранним, еще несовершенным попыткам человека представить информацию об объекте в целостном виде. В этом их большое преимущество: графы, схемы, диаграммы, картограммы и т.п. позволяют получить синтезированное представление об исследуемом объекте и в то же время наглядно показать его составные части, их удельный вес, причинно-следственные связи, интенсивность распределения компонентов в заданном объеме и т.п. Эти методы легко и органично вписались в компьютерные технологии. Это позволяет использовать не только цифровые данные, но и нелинейные тексты, содержащие большое число ссылок, что позволяет исследователю получить большой объем информации (см.: Плотшский. 1994. С. 6-16).
Эти методы широко используются не только в научно-исследовательской деятельности, но и в методике обучения. Их эффективность обусловлена психофизиологическими особенностями восприятия графических образов правым полушарием человеческого мозга, которое специализируется на образном, синтетическом типе мышления, в отличие от левого полушария, которое "ответственно" за логико-аналитический тип мышления и вербальный способ выражения. Таким образом, сама природа позаботилась о гармоничном сочетании функций полушарии, с тем чтобы обеспечить наиболее полное и всестороннее восприятие на наглядно-образном и вербальном уровнях. Поэтому, отдавая/должное эффективности визуальных методов, следует предостеречь -от радикальных установок на приоритетное использование " образной фиксации МЫСЛИ" в ущерб вербально-логическому, аналитическому способу выражения (см. Концепция системной интеграции, информационных технологий/ в высшей школе. 1993. С. 32). Только гармоничное сочетание по принципу дополнительности визуальных и логико-аналитических методов позволит осуществить научно-исследовательские задачи по модели "синтез-анализ-Синтез".
Экспериментально-игровые методы получили новый импульс в связи с расширением прикладных задач науки. Их ценность заключается в том, что они непосредственно связаны с реальными объектами, функционирующими в конкретной ситуации, и позволяют прогнозировать результаты. Эти методы широко используются в самых различных научных областях. С ними связан целый раздел математики — "теория игр"; с их помощью изучаются ситуации в политических, экономических, военных вопросах. Они используются в психологии ("трансакционный анализ" Э.Берна), в социологии ("управление впечатлением" Э.Гоффмана), в методике нетрадиционного обучения. На экспериментальной базе в социологии в 80-е годы возникла специальная отрасль социальной инженерии, целью исследования которой является создание технологий взаимодействия субъектов социальной жизни (см. Макаревич. 1994).
Вопрос об использовании математических методов в гуманитарных науках перешел из разряда дискуссионных в проблемные. Нелепо сейчас отрицать эффективность этих методов, особенно в прикладных аспектах гуманитарных наук. Математический аппарат теории вероятности дает возможность изучать массовые явления в социологии, лингвистике. Математические методы играют важную роль при обработке статистических данных, моделировании. Но для того, чтобы эффективно использовать эти методы в гуманитарных науках, необходимо учитывать различие в природе объектов и категорий гуманитарных, естественных и математических наук. Проблема состоит в определении конкретной гуманитарной сферы, в которой применение математических методов дает результаты.
Соотнесенность и взаимодействие общенаучных принципов, частнонаучных методов и конкретных, специализированных методов можно определить как диалектику общего, особенного и единичного. Все три уровня методологии формируют ее преемственность, непротиворечивость и объяснительную силу. Эти требования распространяются и на методологию интегративных дисциплин, к которым относится социокоммуникация. Но реализация их сопряжена с большими трудностями по причине двойственной природы самого предмета исследования.