Социология коммуникаций — экспериментально-прикладной эффект массовых коммуникаций — Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации

Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации


Конкретные методы определяются целью исследования и характером коммуникации как с точки зрения ее уровневой стратификации (семиотический, лингвистический; металингвистический, паралингвистический и синтетический уровни), типовой характеристики (межличностная, внутригрупповая и массовая коммуникация), видовой системности (естественные, искусственные и смешанные системы) и способы ее реализации (устная и письменная формы речевой деятельности, различные каналы восприятия информации). Выбор методов, последовательность и техника их применения,- методика определяется также объемом, характером фактического материала и условиями проведения исследования.

Поэтапность исследования социальной коммуникации предполагает выбор методов в соответствии с конкретной задачей данного этапа. На этапе сбора фактического материала и его первичной систематизации используются методы опроса (способы анкетирования, интервьюирования) и метод экспертных оценок, а также -лабораторные эксперименты (наблюдение за устными и письменными источниками информации, тестирование) и полевые эксперименты, допускающие как отстраненное или скрытое наблюдение, так и включенное наблюдение — соучастие в речевой деятельности.

Выборочный опрос позволяет получить как фактическую информацию, так и оценочные данные, он проводится либо в устной форме, либо в письменной. При составлении анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы таким образом, чтобы они отвечали заданной цели. Целью собственно социологического опроса является получение содержательной информации о социальных явлениях и их оценки. Целью социокоммуникативного опроса является получение данных о коммуникативных характеристиках информантов, определяющих их отнесенность к той или иной социальной группе — по степени речевой нормативности, по мотивированности использования того или иного канала получения информации. Анкета может включать несколько блоков вопросов, связанных не только со степенью периодичности использования СМИ, но и с оценкой радио- и телепрограмм, газетных рубрик и т.п.

Разновидностью выборочного опроса в социокоммуникации является выборочный анализ текста — дискурса с целью выявления коммуникативных средств, используемых для передачи социально значимой информации и ее оценки. Фактически это лабораторный метод исследования коммуникации, где ответы интерпретирует сам исследователь. Но в том и другом случаях необходимо придерживаться принципа репрезентативности — достаточности фактического материала. Так, если мы изучаем характерные черты коммуникации молодежи, то должны включить выборку из всех групп молодежи — учащейся и неучащийся, городской и сельской, живущей в разных регионах страны. При несоблюдении этих условий репрезентативность недостаточна, и цель исследования не будет достигнута. Высокая степень репрезентативности — одна из главных трудностей в методе опроса, так как для правильной выборки нужно иметь данные о структуре генеральной совокупности, а статистика, к сожалению, не обеспечивает эти данные.

Другим важным понятием при составлении анкеты и первичной обработке данных является понятие о переменных (величинах). Дело в том, что в процессе опроса или наблюдения условия коммуникации могут меняться и качественно, и количественно. От этого зависит установление причинно-следственных отношений исследуемых параметров социокоммуникации. Принято различать независимые и зависимые переменные. Независимые — это свойства, которые меняются независимо от других свойств и поэтому квалифицируются как причины. Зависимые переменные — это свойства, которые меняются в связи с изменением независимых переменных и поэтому квалифицируются как следствия. В социокоммуникации в качестве независимых переменных выступают коммуникативные сферы, социальный статус, коммуникативная установка, ситуация; в качестве зависимых — ситуативная вариативность, речевой этикет, виды невербальных средств и тл,

Метод экспертных, оценок служит для получения первичных эмпирических данных. Проводится опрос специально отобранной группы экспертов (обычно 5-7 человек) с целью установления значений определенных переменных величин, которые необходимы для оценки исследуемого вопроса. Эксперты отбираются по признакам их формального профессионального статуса" — должности, ученой степени, стажа работы и т.п. Полагают, что этот способ получения первичной информации не очень надежен, так как ограничен личным опытом, и не представляет информацию в полном объеме.

Метод наблюдения реализуется как в лабораторных, так и полевых условиях эксперимента. Этот метод заимствован из этнографии, описывающей разнообразные формы социальной коммуникации. При помощи этого метода могут быть выявлены нормативные и ненормативные формы речевого этикета, установлены коммуникативные средства, используемые коммуникантами в эмоциональном состоянии, в разных ситуациях и т.д.

Эксперимент в полевых условиях является сложным и трудоемким в плане социопсихологическом, особенно .при включенном наблюдении. Многие исследователи обсуждают и этическую сторону такого эксперимента — допустим ли "обман во имя науки"? Специфической трудностью при этом является

преодоление так называемого "парадокса наблюдателя" — термин американского исследователя УЛабова (см. Швейцер. 1976. С> 158). Цель эксперимента состоит в том, чтобы установить, как говорят люди в естественных условиях, когда их не наблюдают. Но для этого их нужно наблюдать, причем систематически. Открытое наблюдение может искажать выводы эксперимента, так как приводит к гиперкоррекции речи испытуемых, особенно при записи образцов речи — срабатывает "магнитофонный эффект". Поэтому экспериментатор должен тщательно продумать технику открытого наблюдения с тем, чтобы устранить возможные помехи.

Недостатком этого метода являются не только перечисленные трудности, но также и степень репрезентативности наблюдаемой группы. Для проверки нужны контрольные эксперименты и сопоставление с данными лабораторных экспериментов.

Метод тестирования наиболее полно разработан в психологии, достаточно широко используется в социолингвистике и вполне приложим к социокоммуникации. Обычно он используется в лабораторных экспериментах, когда массовый опрос через анкетирование невозможен. Тестирование иногда проводят дважды — на начальном этапе исследования!; где оно выполняет диагностирующую функцию, и в конце исследования, где оно .выполняет верификационную функцию. Тесты составляются таким образом, чтобы однозначно выявить те или иные коммуникативные свойства испытуемых, например степень речевой вариативности представителей определенной социальной группы. Различают формальные и неформальные ситуации тестирования. К формальному типу относят задания на чтение пар слов, выбранных по контрасту содержания или формы, ответы на стереотипные вопросы. Неформальные тесты проводятся в форме беседы с испытуемым, желательно на тему, которая его волнует или интересует. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование представляет особую важность для исследования социальной коммуникации, поскольку, в отличие от других методов, позволяет выявить характеристики индивидуумов как языковых личностей.

Вы здесь: Главная Социология Социология коммуникаций — экспериментально-прикладной эффект массовых коммуникаций