Социология коммуникаций — экспериментально-прикладной эффект массовых коммуникаций — Частнонаучные методы исследования социальной коммуникации
- Социология коммуникаций — экспериментально-прикладной эффект массовых коммуникаций
- Человеческая агрессия
- Массовая коммуникация и реклама
- Выбор каналов информации
- Требования к структурированию тематического поля
- Радиореклама
- Массовая коммуникация и речевая деятельность
- Прикладные задачи социологии коммуникации
- История машинного перевода
- Общее, особенное и единичное в методологии
- Конкретные методы исследования
- Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации
- Деятельностный и системный принципы
- Частнонаучные методы исследования социальной коммуникации
- Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации
- Социометрия
- Контент-анализ
Частнонаучные методы исследования социальной коммуникации
При обосновании частнонаучных методов следует исходить из необходимости исследования взаимосвязи трех составляющих социологии коммуникации — социальных структур, коммуникативных систем и коммуникативных средств.
Для изучения взаимодействия социальных структур и коммуникации существенными являются модели общества, разрабатываемые в социологии. При помощи диалектического, функционального, структурного и других методов в модели Интерпретируется центральная проблема — отношения индивида и общества. Обзор и критический анализ основных моделей, сделанный американским социологом Р. Бхаскаром, дает представление о некоторых социологических методах исследования (см. Бхаскар. 1991. С. 225-230). Метод моделирования зарекомендовал себя как эффективный способ представления существенных признаков массовых явлений в целостности.
Для социологии коммуникации определенный интерес представляет теория общества, разработанная немецким социологом Н. Луманом — ведущим представителем системного и функционального направлений в социологии, поскольку в основе стратификации общества как универсальной системы лежит | понятие коммуникации. Для построения своей теории Луман использует системно-функциональный м(Луман. 1991. С. 194, 205-214). Структурный анализ может осуществляться при помощи социометрического метода, используемого в социологии при изучении малых групп.
Системный характер коммуникации, функциональная обусловленность коммуникативных средств позволяют широко использовать структурный и функциональный' методы. С их помощью устанавливается уровневая иерархия коммуникативных систем, выявляются социальная дифференциация и вариативность коммуникативных средств. Эти методы дают возможность установить стратификацию общества как массовой аудитории.
Значительной эвристической силой обладает сопоставительный метод. Сопоставление как однородных, так и разнородных коммуникативных систем позволяет выявить степень их коммуникативной ценности, обнаружить новые свойства коммуникативных средств и тенденции их видоизменения. Самым главным условием при этом является обоснование базы для сопоставления — общего признака (формального, содержательного или функционального). Так, например, выделение специфических особенностей различных уровней коммуникации возможно лишь на основе общих функциональных свойств и степени обобщенности содержательного признака коммуникативных средств. Установление социально обусловленной вариативности коммуникативных средств возможно в результате сопоставления на основе их нормативного инварианта.
Рассмотренные частные методы исследования социальной коммуникации обусловлены общенаучными принципами и хорошо сочетаются с познавательно-прагматическим направлением как методологической установкой.