Социология коммуникаций — экспериментально-прикладной эффект массовых коммуникаций — Контент-анализ
- Социология коммуникаций — экспериментально-прикладной эффект массовых коммуникаций
- Человеческая агрессия
- Массовая коммуникация и реклама
- Выбор каналов информации
- Требования к структурированию тематического поля
- Радиореклама
- Массовая коммуникация и речевая деятельность
- Прикладные задачи социологии коммуникации
- История машинного перевода
- Общее, особенное и единичное в методологии
- Конкретные методы исследования
- Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации
- Деятельностный и системный принципы
- Частнонаучные методы исследования социальной коммуникации
- Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации
- Социометрия
- Контент-анализ
Контент-анализ (англ. соп1еп$ "содержание") занимает особое место в системе методов второго этапа исследования, поскольку он позволяет дать интерпретацию содержания информации через количественные показатели. В этом его суть. Первоначально (первая четверть XX в.) контент-анализ понимался как своего рода технический прием для объективного, систематического и квантитативного описания явно выраженного содержания коммуникации. С течением времени концептуальное представление о контент-анализе как о методе изменилось. Главным оказалось не описание "явного содержания" текстов, а раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение реальных данных текстового массива как источника информации. Отсюда контент-анализ стал пониматься как качественно-количественный анализ содержания текстового массива в социологических целях (Алексеев, Дудченко. 1976, С. 147). Именно возможность- выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть от внимания исследователя при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа, делает контент-анализ столь привлекательным. Появляется возможность выявить тенденции социальной действительности, в том числе социальной коммуникации. С помощью контент-анализа сделаны попытки установить скрытые мотивы коммуникаторов или авторов и даже социальные характеристики адресата — массового потребителя определенной информации. Этот метод помогает выявить закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, на основе чего прогнозируются тенденции в тех или иных социальных движениях.
Контент-анализ рассчитан главным образом на исследование социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора.
В отличие от традиционных количественных методов, используемых в гуманитарных науках, контент-анализ предполагает более систематическую и строгую процедуру исследования. Устанавливаются следующие этапы: — выбор образца текстов для исследования, желательно одного жанра, например "новости" в радиопередачах, рекламные тексты, "письма читателей" в газетах и т.п.;
1 определение категорий — существенных признаков внешних референтов, важных для данного исследования. Различение базовых категорий, которые встречаются в каждом тексте, например: тема, предмет сообщения, действующее лицо ("герой"), средства для достижения ценностей, и второстепенных. Категории составляют понятийную схему контент-анализа;
2 Определение единиц наблюдения — эмпирических формальных показателей в тексте, которые регистрируются однозначно, например: слова, словосочетания, в устном тексте — высказывания, единицы невербальной коммуникации — жесты, мимика. Это могут быть культурологические индикаторы, отражающие реальное содержание политических реалий, на пример: "предвыборная кампания", "политическая платформа", "политические баталии", "программная речь" и т.п. Эти показатели сигнализируют о наличии или отсутствии искомой величины — заданной категории содержания. Оценочные показатели могут быть интерпретированы в определенных текстах как индикаторы деятельности, результативности средств массовой коммуникации в плане разнообразия тематики, объективности, независимости, тщательности подготовки радио- и телепрограммы и тл. Эти индикаторы составляют рабочую, так называемую операционную схему, которая, по существу, и определяет последовательность процедур наблюдения над текстом;
3 установление корреляции между понятийной схемой (категориями) и операциональной схемой (индикаторами), что является ответственной и сложной операцией. Примерами парных корреляций могут служить ключевые слова — тема; оценочные характеристики суждения или высказывания — оценочная категория; факт упоминания о категориальном признаке — категория и т.п. Частота встречаемости отдельных высказываний, речевых формул свидетельствует о существовании содержательных категорий, которые интерпретируются как цель или мотив коммуникации;
4 подсчет частотности категорий для каждого индикатора, например, как часто выражается отношение к коммуникатору или автору в отдельных словах, высказываниях, жестах и т.п. или как представлены слова, высказывания, выражающие функциональные категории приказа, побуждения, удовлетворения, согласия, несогласия и т.п.;
5 в заключение проводится описание результатов полной дистрибуции категорий во всем текстовом массиве по отношению к уже установленным социальным факторам (демографические характеристики, вид занятий, общественное мнение и т.п.). Конечным результатом контент-анализа является установление и измерение тенденций в социальной реальности.
В качестве недостатка контент-анализа обычно указывают на субъективизм при определении исходных данных: как понимать содержание; зависит ли оно от интерпретации получателя информации или определяется целью коммуникации и темой; насколько выбор категорий объективен; каков должен быть оптимальный объем текстового материала при определении зависимостей категорий и индикаторов в терминах частотности и др.
Предлагаются альтернативные подходы к содержательному анализу информации. Наиболее оптимальным вариантом контент-анализа считается функциональный, в котором категории выделяются на основе их функций. Так, например, средства массовой коммуникации и их содержательная информация могут классифицироваться на основе их доминирующей функции по отношению к аудитории. Любопытны в этом плане исследования коммуникации, связанной с политической сферой деятельности. Так, в частности, американский исследователь Д. Грабер обосновал набор функций "политической коммуникации", который и использовал в качестве системы категорий контент-анализа и как измерение намерений (замысла) коммуникатора, а именно — привлечение внимания, установление связей, определение ситуаций, принятие обязательств, юcмуникации?
- Какие компоненты выделяются' & структурных, описательных и функционально-объяснительных моделях межличностной коммуникации? В чем их достоинства и недостатки?
- Как мотивационные теории объясняют сущность и функции межличностной коммуникации?
- Как понимаются мотивы и цели коммуникации в теории речевой деятельности?
6. Каковы социально значимые функции межличностной коммуникации?
Какова степень структурированности в различных формах межличностной коммуникации?
В чем состоят особенности межличностной коммуникации в малых группах?
Какие условия обеспечивают эффективность межличностной коммуникации?
- << Назад
- Вперёд