Курс лекций по теме “Семьеведение” — ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
- Курс лекций по теме “Семьеведение”
- ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
- Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
- ТИПЫ СЕМЬИ
- Функции семьи
- СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ
- Адекватное и неадекватное поведение ребенка
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
- Основные принципы государственной семейной политики
- Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
- ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ.
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Это определение сформулировано в Указе Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики в РФ».
Российских ученых, занимающихся исследованиями современной российской семьи, можно разделить на сторонников кризиса семьи и модернизации семьи. В соответствии с этим складываются две концепции государственной семейной политики: кризисная и модернизационная. Лидерами данных направлений многие признают А.И. Антонова и А.Г. Вишневского. По мнению А.И. Антонова произошедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального мирового кризиса социального института семьи, обусловленного становлением и развитием индустриально-рыночной цивилизации. А.Г. Вишневский, напротив, считает, что трансформация семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены традиционного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направленность.
«Семейная политика, по мнению А.И. Антонова, — это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп, интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная, говоря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института ... семейная политика — это политика, ориентированная на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невосприимчивой к ее проблемам и болезням».
Необходимо отметить, что столь радикальный научный подход к государственной семейной политике оказался практически не востребован в политических процессах России как в советское время, так и в период современной социально- политической трансформации.
А.Г. Вишневский определяет семейную политику как совокупность целенаправленных воздействий на существующие в обществе отношения по поводу семьи и социальные институты, влияющие на ее функционирование. По его мнению, цель семейной политики — обеспечение наиболее благоприятных социальных, экономических и нравственных условий свободного развития каждой семьи, наилучшего выполнения семьей своих функций. Он полагает, что семейная политика — особая область социальной политики, призванная обеспечить новое равновесие между личностью, семьей и обществом на принципах свободы личности, равноправия и партнерства, организовать и координировать деятельность социальных институтов, обеспечивающих взаимодействие семьи и общества на всех направлениях функционирования семьи.
В самом общем виде семейную политику можно представить как целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, гармонизаций отношений между личностью, семьей и обществам.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 14 МАЯ 1996 ГОДА № 712
«ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ»
Можно встретить ссылку на текст в редакции Указа Президента РФ № 1129 от 05 октября 2002 г. Это связано с появлением Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 2002 г. N 1129 "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации", что направлено на приведение формулировок актов Президента РСФСР, Президента Российской Федерации, касающихся вопросов трудовой деятельности, в соответствие с новыми положениями Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 февраля 2002 г. В соответствии с этим документом в текст внесено изменение (убрали слово «контракт»).
Объектом государственной семейной политики является семья как социальный институт.
Предмет государственной семейной политики включает совокупность специфических проблем семьи.
Цель государственной семейной политики сформулирована в самом ее определении: она заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.
Основные направления государственной семейной политики разработаны исходя из:
· непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;
· понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса;
· признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества;
· учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.
Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране. В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем. Учитывая невозможность разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально-экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные направления государственной семейной политики включают в себя только неотложные мероприятия на переходный период. Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.
Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.