Курс лекций по теме “Семьеведение” — СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ
- Курс лекций по теме “Семьеведение”
- ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
- Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
- ТИПЫ СЕМЬИ
- Функции семьи
- СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ
- Адекватное и неадекватное поведение ребенка
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
- Основные принципы государственной семейной политики
- Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
- ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ: СТИЛИ И ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ, РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ
Вопросам влияния типа взаимодействия детей и родителей на формирование личности ребенка в настоящее время уделяется большое внимание в гуманитарных науках. На сегодняшний день сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее четко тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
Большинство современных авторов считает, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «родитель — ребенок» является основным патогенетическим фактором, обуславливающим возникновение детских неврозов. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.
1. Гипопротекция или гипоопека характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке со стороны родителей. При этом типе отношений ребенок, как правило, предоставлен самому себе, чувствует себя одиноким и брошенным.
2. Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней заботой, блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция проявляется в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над детским поведением. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, проявляющаяся в стремлении родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка — кумира семьи.
3. Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях; может проявляться явно и скрыто, в виде иронии, высмеивания.
4. Жестокие взаимоотношения также могут проявляться явно (в виде физического насилия) или скрыто (в виде эмоциональной враждебности и холодности). Повышенная моральная ответственность проявляет себя в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Как правило, родители, выбирающие данный тип воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Неправильное семейное воспитание является, по мнению большинства современных авторов, фактором, усиливающим потенциальные характерологические расстройства ребенка. Акцентуированным характерам (т. е. с чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их сочетаний в виде крайнего варианта нормы) свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям.
Проследим взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера:
Тип семейного воспитания |
Его основные характеристики |
Влияние на акцентуацию и психопатию (какой тип формируется и какой усиливается) |
Гипопротекция |
Полная безнадзорность или недостаток контроля и опеки. В условиях нормального материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он предоставлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение |
Неустойчивый тип. Конформный тип. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации |
Тип семейного воспитания |
Его основные характеристики |
Влияние на акцентуацию и психопатию (какой тип формируется и какой усиливается) |
Доминирующая гиперпротекция |
Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, лишает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание |
Гипертимно-неустойчивый тип. Психастеническая, сензитивная, астено-невротическая акцентуация. |
Потворствующая гиперпротекция |
Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм |
Истероидная акцентуация |
Эмоциональное отвержение |
Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка |
При истероидной акцентуации ‑ реакции оппозиции. При шизоидной — уход в себя. При сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий |
Жестокие взаимоотношения |
Часто сочетается с крайней степенью отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие |
Особо пагубно для эпилептоидного и конформного типа |
Тип семейного воспитания |
Его основные характеристики |
Влияние на акцентуацию и психопатию (какой тип формируется и какой усиливается) |
Повышенная моральная ответственность |
От ребенка требуют честности, порядочности, не соответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Насильно приписывают роль «главы семьи» |
Гипертимные и эпилептоидные задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У психоастенического и сензитивного типов возможно развитие фобических неврозов |
Современные семейные психологи выделяют различные варианты типов отношений «ребенок — взрослый». В частности, А.Я. Варга описывает три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий. Последний характеризуется, как стремление родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность (в отличие от А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллера).
В работах Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений выделяются на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:
¾ сотрудничество — предполагает такой тип отношений, при которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию», взрослый помогает только в сложных ситуациях, варианты решений семейных проблем обсуждаются совместно с ребенком и его мнение принимается во внимание, отсутствует игнорирование партнера, ребенок побуждается к творческой активности, готов к взаимопринятию, ощущает психологическую безопасность;
¾ псевдосотрудничество — осуществляется в разных вариантах (доминирование взрослого, доминирование ребенка), характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся лестью, псевдосовместные решения принимаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого;
¾ изоляция — полностью отсутствует кооперация и совместные усилия, инициативы партнеров отклоняются или игнорируются, партнеры не слышат и не чувствуют друг друга;
¾ соперничество — характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавление инициативы партнера.
По мнению В.И. Гарбузова существует три патогенных типа воспитания:
1. Непринятие (эмоциональное отвержение) ‑ чрезмерная требовательность, жесткая регламентация и контроль. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт, а у родителей наблюдается неврастения. Ребенку диктуют: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других, а у матери очень сильна напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».
2. Гиперсоциализирующее воспитаниие ‑ возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка, других членов семьи. В результате формируются страхи, фобии социального плана, навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у ребенка возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети флегматики ‑ тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.
3. Эгоцентрическое воспитание ‑ наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира, которому навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.