Курс лекций по теме “Семьеведение” — НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
- Курс лекций по теме “Семьеведение”
- ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
- Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
- ТИПЫ СЕМЬИ
- Функции семьи
- СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ
- Адекватное и неадекватное поведение ребенка
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
- Основные принципы государственной семейной политики
- Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
- ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
В 90-е годы в основу реформирования российского законодательства о семье были положены важнейшие меж.-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека (принята Ген. Ассамблеей ООН в декабре 1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенция о ликвидации всех форма дискриминации в отношении женщин (1976), Европейская социальная хартия, Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г. принята), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, Конвенции ВОЗ и МОТ, регламентирующие защиту детского и женского здоровья и труда.
Так, во Всеобщей декларации прав человека записано: «Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью… Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».
Поскольку основным приоритетом развития правовой базы российской ГСП в 90-е гг. 20 века была защита прав детей, на вооружение был взят важнейший международный постулат о приоритете семейного воспитания детей. В Преамбуле Конвенции о правах ребенка написано: «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении в атмосфере счастья, любви и понимания».
В новой России первым документом, регламентирующим деятельность государства в области гос. политики в отношении семьи и детей стал Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В Указе был провозглашен принцип приоритетности решения проблем детства не только в социальной, но и в экономической политике государства.
К базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в РФ относят: Конституция (1993), Семейный кодекс (1995), ФЗ ««Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), Указ Президента РФ от 14 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (1996), ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998, с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 30 июня 2007 г.), ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (2006).
Конституция:
Ст. 38: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Ст. 39: «Каждому гарантируется соц. обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Ст.19: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
Семейный кодекс:
Раздел 1. Общие положения, Глава 1. Семейное законодательство, Ст. 1. Основные начала семейного законодательства: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства»….
Важное значение для обеспечения здоровья семьи и детей также имели федеральные программы по обеспечению вакцинации (реализуется с 1994 г.), по профилактике СПИДа (с 1993 г.), противодействию распространения наркомании (с 1999 г.)
России ежегодно разрабатывается и распространяется гос. доклад о положении детей в РФ, в котором содержится мониторинг положения детей во всех сферах жизнедеятельности и анализ эффективности мер гос. политики в отношении детей.
Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года № 942 были утверждены «Основные направления Гос. социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)». Затем реализовывался краткосрочный План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 годы. А уже в настоящее время разработан новый национальный план действий в интересах детей до 2010 года. План включает конкретные мероприятия по помощи семье в содержании и воспитании детей, охране здоровья детей, международному сотрудничеству в целях усиления защиты интересов детей.
ФЗ «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки);
2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;
3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки
1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.
7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.