Курс лекций по теме “Семьеведение”

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЯ

Семья — является объектом исследования многих наук. В настоящее время говорят о возникновении фамилистики как комплекса междисциплинарных исследований семьи.

1. Социология

2. Социальная антропология (этнография)

3. Семейное право

4. Соц. психология

5. Соц. экология

6. Экономика

7. Соц. педагогика и др.

1. Социология семьи

С.с. изучает функционирование семьи как подсистемы общества в прошлом и настоящем, а также определяет тенденции изменений семьи и вероятность ее развития в будущем.

Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнению д.ф.н. Анатолия Георгиевича Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:

1) Выяснить, какие типы социальных отношений характерны для семьи (какие из них первичны, какие вторичны). Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.

2) Проанализировать общественные функции семьи и ее особенности как социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социально-психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.

3) Изучить исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрыть диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. (При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.)

Макросоциология семьи ищет принципы, раскрывающие суть изменения и движения всей массы семей в социальном пространстве и времени при взаимодействии с осталь­ными элементами макроструктуры.

Микросоциология семьи имеет дело с от­дельной семьей, изучаемой на миллионах примеров.

Микросоциология семьи сосредоточивается на жизненном цикле семьи, на возникно­вении-функционировании-распаде отдельных семей. Рассмотрению «под микроскопом» подвергается жизненная история или биогра­фия семьи, ее становление и старение, укрупнение и дробление, сплочение и отчуждение, распад и разложение в связи со смертью всех ее членов.

Социология бюджетов времени разрабатывает модели внерабо­чего использования времени, семейного времяпровождения в цик­лах домашнего труда и отдыха. Увеличение времени на домашний труд может быть средством выживания или уменьше­ния дохода семьи либо способом налаживания межличностных отношений и роста альтруизма.

2. Социальная антропология (этнография)

Рассматривает семью через этнические особенности семейного уклада жизни, семейные ритуалы, обряды, обычаи. Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию семейных норм, исследует культуру народов прошлого, в том числе историческое становление самой семьи, согласование семейных ролей и стереотипов семейного воспитания. Этнография ориентирована на прошлое, на реконструкцию семейного образа жизни.

3. Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости.

Демография теснее всего связана с социологией семьи.

Семейное право изучает законность и легитимность становления и распада семьи, функционирования семьи как само­стоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Семейное право изучает вопросы се­мейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее от­дельных членов.

Социальная психология семьи изучает семью как малую группу, закономерности станов­ления, функционирования и распада семьи как групповой целост­ности. Исследует закономерности межлич­ностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.

Задачей социальной пси­хологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Социально-психологические знания позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и терапевтичес­ки перестраивать семейные взаимоотношения родителей и детей, супругов, братьев и сестер.

Экология семьи понимается нами как область знаний, изучающих различные аспекты взаимодействия семьи, общества и природы, в том числе вопросы естественного планирования семьи, естественного вскармливания новорожденных, ответственного родительства, воспитания детей как будущих супругов и родителей, здорового образа жизни и т.д.

Это все, что вас окружает: семейные отношения, быт, дети, родственники, вы с возлюбленным.

Социальная педагогика рассматривает семью как объект педаго­гического воздействия. Её цель — активизировать социальный потенциал семьи.

Роль социальной педагогики особенно велика при социальном воспитании подростков и молодежи в духе здорового стиля жизни, нравственной семейности. Однако чрезмерное усиление социально-педагогического воздействия чревато вмешательством в частную жизнь семьи и превращением в средство идеологического влияния. Только во взаимодействии с семьей воз­можно эффективное изменение ценностных ориентации личности в сторону нравственных принципов. Социальная педагогика должна дополнять, а не заменять собой семейное влияние на индивида.

Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологи­ческих предпосылках репродуктивного поведения (на плодовитости и бесплодии), контрацепции и в целом на предпосылках планирования семьи.

Вы здесь: Главная Социальная работа Курс лекций по теме “Семьеведение”