Курс лекций по теме “Семьеведение”
- Курс лекций по теме “Семьеведение”
- ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
- Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
- ТИПЫ СЕМЬИ
- Функции семьи
- СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ
- Адекватное и неадекватное поведение ребенка
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
- Основные принципы государственной семейной политики
- Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
- ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЯ
Семья — является объектом исследования многих наук. В настоящее время говорят о возникновении фамилистики как комплекса междисциплинарных исследований семьи.
1. Социология
2. Социальная антропология (этнография)
3. Семейное право
4. Соц. психология
5. Соц. экология
6. Экономика
7. Соц. педагогика и др.
1. Социология семьи
С.с. изучает функционирование семьи как подсистемы общества в прошлом и настоящем, а также определяет тенденции изменений семьи и вероятность ее развития в будущем.
Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнению д.ф.н. Анатолия Георгиевича Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:
1) Выяснить, какие типы социальных отношений характерны для семьи (какие из них первичны, какие вторичны). Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.
2) Проанализировать общественные функции семьи и ее особенности как социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социально-психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.
3) Изучить исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрыть диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. (При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.)
Макросоциология семьи ищет принципы, раскрывающие суть изменения и движения всей массы семей в социальном пространстве и времени при взаимодействии с остальными элементами макроструктуры.
Микросоциология семьи имеет дело с отдельной семьей, изучаемой на миллионах примеров.
Микросоциология семьи сосредоточивается на жизненном цикле семьи, на возникновении-функционировании-распаде отдельных семей. Рассмотрению «под микроскопом» подвергается жизненная история или биография семьи, ее становление и старение, укрупнение и дробление, сплочение и отчуждение, распад и разложение в связи со смертью всех ее членов.
Социология бюджетов времени разрабатывает модели внерабочего использования времени, семейного времяпровождения в циклах домашнего труда и отдыха. Увеличение времени на домашний труд может быть средством выживания или уменьшения дохода семьи либо способом налаживания межличностных отношений и роста альтруизма.
2. Социальная антропология (этнография)
Рассматривает семью через этнические особенности семейного уклада жизни, семейные ритуалы, обряды, обычаи. Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию семейных норм, исследует культуру народов прошлого, в том числе историческое становление самой семьи, согласование семейных ролей и стереотипов семейного воспитания. Этнография ориентирована на прошлое, на реконструкцию семейного образа жизни.
3. Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости.
Демография теснее всего связана с социологией семьи.
Семейное право изучает законность и легитимность становления и распада семьи, функционирования семьи как самостоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Семейное право изучает вопросы семейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов.
Социальная психология семьи изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования и распада семьи как групповой целостности. Исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.
Задачей социальной психологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Социально-психологические знания позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и терапевтически перестраивать семейные взаимоотношения родителей и детей, супругов, братьев и сестер.
Экология семьи понимается нами как область знаний, изучающих различные аспекты взаимодействия семьи, общества и природы, в том числе вопросы естественного планирования семьи, естественного вскармливания новорожденных, ответственного родительства, воспитания детей как будущих супругов и родителей, здорового образа жизни и т.д.
Это все, что вас окружает: семейные отношения, быт, дети, родственники, вы с возлюбленным.
Социальная педагогика рассматривает семью как объект педагогического воздействия. Её цель — активизировать социальный потенциал семьи.
Роль социальной педагогики особенно велика при социальном воспитании подростков и молодежи в духе здорового стиля жизни, нравственной семейности. Однако чрезмерное усиление социально-педагогического воздействия чревато вмешательством в частную жизнь семьи и превращением в средство идеологического влияния. Только во взаимодействии с семьей возможно эффективное изменение ценностных ориентации личности в сторону нравственных принципов. Социальная педагогика должна дополнять, а не заменять собой семейное влияние на индивида.
Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологических предпосылках репродуктивного поведения (на плодовитости и бесплодии), контрацепции и в целом на предпосылках планирования семьи.
- Prev
- Вперёд >>