Курс лекций по теме “Семьеведение” — ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
- Курс лекций по теме “Семьеведение”
- ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
- Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
- ТИПЫ СЕМЬИ
- Функции семьи
- СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ
- Адекватное и неадекватное поведение ребенка
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
- Основные принципы государственной семейной политики
- Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
- ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
5 подходов к изучению семьи были предложены американским социологом Р. Хиллом:
Институционально-исторический подход (эволюционизм).
Структурно-функциональный подход.
Интеракционистско-ролевой анализ, символический интеракционизм.
Ситуационно-психологический подход.
Дивелопменталистский подход.
1) Институционально-исторический подход (эволюционизм).
Л.Г. Морган, И. Бахофен, Д.Ф. Мак-Леннан, Г. Спенсер, Ч. Кули.
1. Эволюционисты искали законы «прогрессивного» развития общества от низших стадий к высшим, от дикости и варварства к цивилизации.
2. Э. стремится определить то общее, что присуще различным формам семьи в разных типах обществ.
3. Фундаментальный вопрос Э. заключается в том, что именно образует семью как таковую, что определяет ее уникальность и универсальность во всех известных типах общества при всех установленных изменениях семейно-исторических форм.
2) Структурно-функциональный подход,
Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Мердок, Э. Берджесс, Г. Локк.
Для него характерен анализ семьи как социальной системы, которая состоит из индивидов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьей и обществом определяется через понятие функции.
В рамках этого подхода рассматривается система соотнесения семьи как с внешними системами, то есть иными соц. институтами, так и с внутр. подгруппами (такими, как брачная пара, братья или сестры, отдельные индивиды внутри семьи).
В отличие от эволюционизма этот подход более сосредоточен на самой семейно-домашней жизни, на социокультурных функциях семьи, на взаимосвязях социокультурных ролей у людей, связанных браком, родством.
3) Интеракционистско-ролевой анализ (символический интеракцинизм)
Это теоретико-методологическое направление в социологии, социальной психологии (прежде всего, американской) и культурологии, в основе которого лежит анализ социокультурной реальности через взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.
У. Томас, Дж. Мид, У. Джеймс, Р. Парк, Г. Блумер.
В рамках данного подхода исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих определенные позиции внутри семьи, связанные друг с другом соответствующими ролями.
4) Ситуационно-психологический подход. В основном фиксирует внимание не на взаимодействии между членами семьи, а на ценностях и нормах в сфере брачно-семейных отношений. Понятия основные: «соц. ситуация», «роли».
Ж.Пиаже, З.Фрейд, У.Джеймс.
5) Дивеломпенталистский подход. Изучает жизненные стадии семьи.
До середины XIX века семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и интересовала не столько семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего, к государству.
Платон считал, что интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. В своем проекте идеального государства он говорил об обобществлении жен, детей и имущества. По Платону «каждый брак должен быть полезен для государства».
Аристотель предполагал, что природа нормального человека определяется его «встроенностью» в политическую систему, а «всякая семья составляет часть государства». Т.е. личный аспект в существовании семьи мало просматривался.
Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778), который отличался особым демократизмом, отрицал правомерность неравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание на природные, функциональные различия между мужчинами и женщинами. Он считал, что эти различия ведут и к социальным различиям.
Классики немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права. Они считали, что брак — это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами. Еще один классик немецкого идеализма Г. Гегель (1770-1831) проследил связь определенной формы семьи и соответствующего социального и политического строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу. В основе этого предположения лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений.
Родоначальником исследований семьи является французский социолог Фредерик Ле Пле (1806-1882). Так же как и О. Конт он считал, что семья — это мельчайшее общество, спонтанно устойчивое при смене поколений благодаря солидарности. Ле Пле писал, что, чтобы понять общество, необходимо понять семью. Ле Пле также считал, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, она в свою очередь диктует форму семьи, которая уже в свою очередь влияет на общественные процессы. Его интересовало, какие траты, привычки или условия труда, морально-психологический климат способствуют или мешают изменению положения семьи в социальной иерархии. "Я поставил себе задачей, — писал он, — самолично изучить в разных европейских странах более трехсот семейств, принадлежащих к самым многочисленным слоям населения. Я посвящал, по крайней мере, неделю, а иногда и месяц составлению монографий каждой из них, т. е. изучал не только подробности их материальной жизни, но и чувства, страсти и вообще умственную и нравственную жизнь".
Основная социологическая работа Ле Пле называется "Европейские рабочие". Она содержит результаты изучения рабочих семей, их бюджетов как выражения уровня и образа жизни.
Наибольший вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит швейцарскому историку и юристу Иоганну Бахофену (1815-1887). В 1861 г. он выпустил книгу "Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы". В этой книге он показал изменчивость форм брака и семьи, а также выдвинул идею предшествования матриархата патриархату.
(Дословный перевод слова «гинекократия» — власть женщины).
Бахофен разработал концепцию гетеризма.Термином гетеризм он обозначил начальную историческую форму отношений между полами с неупорядоченностью полового общения (в современной науке обозначается термином промискуитет) и сменившего её группового брака. Вслед за гинекократией, по Бахофену, наступила стадия гинекократии.
Шотландский юрист и знаменитый этнограф Джоне Фергюсоне Мак-Леннан (McLennan) (1827 — 1881) изучал первобытное общество, один из основателей эволюционной школы в этнографии. Главные труды посвящены ранней истории брака и...
В 1865 г. Опубликовал исследование « Первобытный брак». Мак-Леннан раскрыл феномен, названный «экзогамией».Это запрет браков внутри «своих» человеческих групп и необходимость вступать в брак с членами других, не своих групп.
В отличие от Бахофена, он трактовал род не как разросшуюся семью или совокупность семей, а как социальную форму, предшествующую семье.
Особое значение для обоснования эволюционных идей имели труды американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые на научной основе рассмотрел историю первобытного общества. Свою книгу «Древнее общество» он писал около 40 лет и опубликовал в 1877 году. В ней излагается теория единого пути развития человеческого общества, обосновывается универсальность материнского рода, опровергается патриархальная теория. На основе фактического материала Морган проанализировал систему родства на разных континентах и пришел к выводу, что брачные отношения прошли путь от промискуитета (беспорядочные половые связи) через групповой брак к моногамии. Наиболее важным результатом всех его изысканий было установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретных исторических условий.
Труды Моргана использовал Ф. Энгельс для эмпирического обоснования материалистического понимания истории, основы которого он изложил в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства.