Курс лекций по теме “Семьеведение” — ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
- Курс лекций по теме “Семьеведение”
- ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
- Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
- ТИПЫ СЕМЬИ
- Функции семьи
- СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ
- Адекватное и неадекватное поведение ребенка
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
- Основные принципы государственной семейной политики
- Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
- ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
В Российской Федерации насчитывается около 6,5 млн. молодых семей, в составе которых — около 20 млн. россиян. Молодая семья характеризуется недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности: среднедушевой доход в таких семьях в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а более половины молодых семей живут за чертой бедности. Как правило, именно молодая семья имеет малолетних детей, которым необходимо особая пища и одежда, родительская и государственная забота об укреплении здоровья и специальная система воспитания.
Критерием молодой семьи еще в определении кодекса РСФСР о семье и браке, прежде всего, является очередность брака — первый, продолжительность совместной жизни — до трех лет и границы возраста супругов — от 18 до 30 лет В Кодексе о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 года зафиксировано, что границы возраста могут быть несколько иными, так как нижняя планка при определенных обстоятельствах изменяется в сторону уменьшения.
В Законе «О молодежи» г. Москвы дано примерно такое же определение. Молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака (при рождении ребенка или нескольких детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполных семей с ребенком или детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.
Модель благополучной молодой семьи как субъекта социальных отношений отражает:
1. юридическую оформленность: благополучной считается та семья, члены которой проживают в зарегистрированном браке;
2. полноту семьи: благополучная семья должна быть полной и состоять из супружеской пары (родителей) и детей;
3. детность семьи: благополучная семья должна иметь такое количество детей в семье, которое обеспечивает расширенное воспроизводство населения по данному региону;
4. экономическую обеспеченность: среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже среднего душевого дохода в целом по данному региону;
5. социальную активность: благополучная семья самостоятельно решает свои проблемы при получении законодательно закрепленной ее государственной поддержки;
6. социальную направленность: основные направления и содержание жизнедеятельности молодой успешной семьи в основном должны совпадать с тенденциями развития российского государства и общества, соответствовать преобладающим в стране нормам нравственности и ценностям культуры (Концепция государственной политики в отношении молодой семьи).
В качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать качество выполнения ею социальных функций:
1. обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства;
2. обеспечение в надлежащей степени полноценного воспитания и социализации детей;
3. обеспечение формирования российского самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных социокультурных ценностей у своих детей;
4. обеспечение эмоциональной и психологической устойчивости: ориентация на предупреждение внутрисемейных конфликтов, их разрешение своими силами без ущерба для каждого члена семьи и, прежде всего, для детей;
5. обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе — профессиональный рост, повышение квалификации, успешное обучение в образовательных учреждениях);
6. обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи (из текста Концепции государственной политики в отношении молодой семьи).
Молодым людям, собирающимся создать семью без прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало вполне справедливых предостережений. И все же создание такой семьи имеет гораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов. Как правило, длительный период ухаживания может привести к спаду любовных отношений.
Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность и т.п.).
Психологическая готовность к созданию семьи — это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют. Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.
Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Решение возникающих в молодой семье социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для молодежи.
Молодая семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: и малообеспеченность, и социальную дезадаптированность, и трудности многодетных и инвалидов, и специфичность положения беженцев, и насилие над детьми и женщинами, и юное материнство, и многое другое.
Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа. К числу проблемных относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи. Поэтому остановимся на этом в вопросе подробнее.
Трудности молодой семьи — это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи (Гребенников И.В.).
Когда мы говорим о психологической зрелости человека, то так или иначе, подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности. Умение преодолевать жизненные трудности — важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.
Волевые качества, без сомнения, являются решающими в ряде жизненных ситуациях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам порой требуются большое самообладание, выдержка, терпение как по отношению друг к другу, так и к ребенку. Известно, что материальные средства молодой семьи весьма скромны. Единственный выход из создавшегося положения — готовность и умение ограничить собственные потребности, временно отказаться от желаний, привычек, «хобби» и др.
На сегодняшний день семья как малая социальная группа перестала представлять собой ценность в глазах населения страны. Семья перестала быть первоначальной ячейкой общества, его опорой. Наше население все больше начинает походить на "общество индивидуумов", разрозненных и разобщенных.
Семья характеризуется как сложное социальное образование, которое, с одной стороны, является специфическим социальным институтом, а с другой — малой социальной группой. Поэтому можно говорить о двойственности функций семьи, о ее макро — и микроструктурах, позволяющих рассматривать ее как систему. Существование семьи как социальной общности и как фактора социализации основано на потребности людей в семейном образе жизни. Семья остается главной, исторически сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция к уменьшению потребности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации в ряде стран.
Молодые люди, создавая семью, конечно, думают о материальных и жилищных проблемах. По данным многочисленных исследований фактор материальной и жилищной обеспеченности на стабильность семьи непосредственно не влияет. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Выборочные социологические исследования показывают, что 44% молодоженов собираются жить совместно с родителями (причем у 37% молодых людей были установлены нечеткие представления относительно мнения родителей об их браке). Другие молодожены предполагают жить в общежитии, на частной квартире, в отдельной квартире, в комнате коммунальной квартиры. При этом ответы жениха и невесты не совпадают в 23% случаев. В целом, современной молодежи свойственно стремление к раздельному проживанию с родителями, хотя зависимость молодых людей от родителей еще велика. Например, около 80% всех вступающих в брак по данным тех же исследований предполагают получать материальную помощь от родителей, что указывает на экономическую и социальную несамостоятельность молодежи.
Во взаимоотношениях молодой семьи и государства важную роль играют различные службы помощи молодой семье. Их развитие продиктовано расширением сферы образовательных, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время действуют более 1000 клубов молодой семьи. Созданы 25 общественных организаций «Молодая семья» на уровне городов и районов. Клуб «Молодая семья» предназначен для формирования у молодых супругов готовности к решению различных проблем начальной стадии жизнедеятельности семьи. Среди многообразных задач клуба «Молодая семья» наиболее важными нам представляются:
1. Формирование у супругов установок на сближение представлений о семейной жизни, применительно к конкретным условиям проживания семьи и их профессиональной деятельности;
2. Оказание помощи молодым супругам в преодолении или предотвращении трудностей межличностной адаптации на этапе становления их семьи;
3. Оказание помощи вновь образуемым семьям в обустройстве жилья, во включении в жизнь социума;
4. Подготовка молодых супругов к выполнению родительских обязанностей; организация и проведение различных семейных молодежных вечеров, встреч по проблемам молодой семьи;
5. Оказание помощи в адаптации детей к деятельности детских дошкольных и школьных учреждения, в изучении индивидуально-психологических особенностей детей;
6. Защита интересов молодых семей в культурно-досуговой, жилищно-бытовой, информационной, учебной, производственной и других сферах их жизнедеятельности.