Курс лекций по теме “Семьеведение” — Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
- Курс лекций по теме “Семьеведение”
- ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
- Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
- ТИПЫ СЕМЬИ
- Функции семьи
- СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ
- Адекватное и неадекватное поведение ребенка
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
- Основные принципы государственной семейной политики
- Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
- ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
Он подробно рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни, а также изучал семейную аномию — специфический вид нарушения семейного равновесия в связи с разводом.
Он параллельно рассматривал разводы и самоубийства, потому что они имеют одинаковую причину — разрушение семейных норм.
Он обратил внимание на то, что семья теряет ряд важных своих свойств под влиянием урбанизации, то есть становится менее прочной из-за добровольности брака (взамен брака по договору родителей), и главное, уменьшение количества членов современной семьи уменьшает семейную солидарность.
Определенное влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп». Ее автором является американский социолог Чарльз Кули (1864-1929). Кули ввел различения между первичными социальными группами и вторичными общественными институтами.
К первичным группам он отнес (семья, соседство, детские группы). Они являются основными общественными ячейками и характеризуются интимными, глубоко личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малым размером. В первичных группах происходит социализация личности.
К вторичным общественным институтам он отнес (классы, нации, партии), согласно теории они образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения и индивид включается в них лишь как носитель определенной социальной функции.
В 1945 г. выходит книга представителей чикагской школы социологии Э. Берджесса и Х. Локка «Семья — от института к содружеству». В ней социологи пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется переход от (института) традиционной модели семьи к содружеству (современной модели семьи).
С их точки зрения прочность брака зависит главным образом от психологических усилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает все признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради удовлетворения своих личных желаний и потребностей. То есть она превращается в содружество. Берджесс и Локк понимали изменения семьи не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг «От института к содружеству» был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизация была подхвачена и развита дальше.
Следует отметить особую роль в этом процессе американского социолога Толкотта Парсонса (1902-1979). В пятидесятые годы он разработал так называемую «систему социального действия», которая оказалась достаточно открытой для междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решения специальных задач. Для анализа американской семьи Парсонс использовал методику, которая широко распространена в культурной антропологии и этнографии, а именно — изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами впервые провели исследования по определению роли супругов в обществе. Особенности брачно-семейных отношений в США Т. Парсонс объясняет процессом социальной дифференциации. В связи с изменением уровня структурной дифференциации общества, пишет Парсонс, «уменьшается важность в нашем обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи».
Он пишет, что происходит перемещение всех основных ее функций, в основном, в сектор занятости, кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненные функции выполняются исключительно в семье.