Основные понятия христианства — Участие Рима в борьбе с ересями

Участие Рима в борьбе с ересями

В продолжение трех столетий на римском престоле сменилось 28 епископов, и ни один из них не помрачил славы Православия. Были примеры, когда они выступали с претензиями, которые встречали отпор современников, но — замечательная историческая случайность — то мнение, которое они отстаивали, в конце концов, одерживало победу. Так было с вопросом о праздновании Пасхи (Никейский собор), о дисциплине относительно падших, о перекрещивании еретиков.

Виды ересей. Иудействующие, гностики, антитринитарии (монархиане). Гносис — смесь христианства с греческой философией и восточным мистицизмом. Неоплатонизм.

В сер. 2 в. Юстин Мученик — Разговор с Трифоном Иудеем. Христианство порывает последние связи со средой, из которой оно вышло. Обличение эллинов.

Ириней Лионский (конец 2 в.). Против ложного знания..

Тертуллиан. К язычникам. Апологетик. Аскетические трактаты. Против Маркиона. (Гностика). Кровь христиан это семя. Душа человеческая по природе христианка. Бесполезность языческого знания (Что общего между философом и христианином?). Латинская риторика. Верую, потому что абсурдно.

Споры тринитарные. Афанасий против Евсевия Никомидийского. Папа Юлий: Обычай таков, чтобы здесь совершалось правосудие. Констанций: Моя воля вот для вас закон. Ночное побоище, в котором никто не знает, где враг и где друг.

Споры христологические. 431 г. Папа поддержал 12 анафематизмов Кирилла против Нестория. 449-451. Евтихий и Флавиан. Лев Великий. Флавиан: Взываю к вам! Диакон Иларий: Опровергается! «Провозглашение права против грубой силы» (Владимир Соловьев). Томос св. Льва. Первым разработал систематическое учение о примате Римского папы. Восточная Церковь на 4 Вселенском соборе впервые сформулировала свое несогласие с идеей примата.

Богословие Запада в борьбе в ересями

Тертуллиан (150/170–220). Величайший латинский апологет и создатель языка христианского богословия. Карфаген. Одинаково хорошо писал и по-латыни и по-гречески. Юриспруденция. Риторика, философия. Адвокат в Риме. Бурная молодость. Пресвитер в Карфагене с 194 г. К обращению его побудили героизм христианских мучеников и чтение Писания. Суровость и нетерпимость приводят к монтанизму. Нравственный ригоризм и отказ от брака. С 213 г. создает свою секту.

Апологетик — защита христиан от обвинений, проведенная по всем правилам правовой аргументации (с. 13). Кровь христиан — это семя. Душа по природе своей христианка (anima naturaliter Christiana). Путь души к христианству естествен, ибо это путь к источнику ее рождения, Богу (в ней говорит сама природа, сотворенная Богом). За аргументацией в защиту христиан обращается не к греческой философии, а к традиционному римскому праву, воспринятому как первый шаг к универсальной справедливости, высшее выражение которой — христианское учение. Если у других апологетов защита выглядела как просьба к императору, то у Тертуллиана она напоминает манифест, отстаивающий право человека на свободу совести.

Бесполезность языческих учений: «Что общего между философом и христианином? Между учеником Греции и учеником Неба? Между искателем истины и искателем вечной жизни?» (Ср. Павел: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?»). Чуждый христианскому гуманизму греческих Отцов Церкви, он отвергает всю языческую культуру. Отказ от общения с языческим миром. Нравственный облик христианок. Осуждение повторных браков. Презрение к человеческим слабостям. Против Маркиона – борьба с гностиками. Облечение Сына Божия в человеческую плоть — важнейший залог воскресения. «Неистовый человек» (vir ardens). «Сколько слов, столько мыслей». Чтобы заострить мысль, прибегает к парадоксальным формулировкам. «Верую, потому что нелепо» (Credo quia absurdum). Его чеканные формулировки содержательны и легко запоминаются. Суть религиозного опыта: человеку дарует спасение не какое-то особое знание, доступное немногим, а вера в Христа Воскресшего.

С.С. Аверинцев. Латинская литература 4–7 вв. Время Отцов Церкви имеет статус классической нормы для христианской культуры. Христианство приобрело статус государственной религии. Греко-латинская цивилизация Римской империи еще жива, хотя и уходила в оазисы культуры (монастыри). Целостный синтез между христианской верой и формами античной культурной традиции осуществляется уже не по инициативе одиночек вроде Юстина и Оригена, но в систематической работе целых поколений христианской элиты — социальной, интеллектуальной, художнической.

Христианизируется позднеантичная цивилизация как целое. Становятся возможными христианские базилики, великолепные храмовые мозаики, так не похожие на примитивную стенопись катакомб, и прочие роскошества церковного искусства. Одновременно усваивается аппарат литературных приемов, логико-риторического упорядочивания речи, философского упорядочивания мысли. Происходит именно то, чего так опасался Юлиан Отступник, специальным указом отстраняя христиан от мира школ: язычество теряет монополию на престиж культурно-цивилизаторских ценностей.

Именно эта эпоха строит церковное вероучение как систему, выразившуюся в Никейско-Константинопольском Символе Веры. Во времена более ранние доктринальные вопросы обсуждались лишь от случая к случаю и фрагментарно (как понимать единство лиц Пресвятой Троицы и соотношение божественной и человеческой природ во Христе).

«Закон, как должно веровать» (Lex credendi). В Писании не найти образца для тех форм дискурса, которыми обеспечивается греческая системность догмата. Христос говорит о Царстве Божием в притчах, метафорах, но дефиниции не дает. Догматика, как ее строят Отцы Церкви, это соединение двух сил, которые прежде развивались раздельно. Их проповедь это соединение веры с античной системностью и риторическим строем речи. Духовная интерпретация библейского текста.

Вы здесь: Главная Религия Религия и религиоведение Основные понятия христианства