Основные понятия христианства — Исторический контекст появления и развития христианства
- Основные понятия христианства
- Исторический контекст появления и развития христианства
- Христианская интерпретация Ветхого Завета
- Понятие Церкви в христианстве
- Церковь на Западе в 1-5 вв.
- Возвышение авторитета римского престола
- Участие Рима в борьбе с ересями
- История семи вселенских соборов
- Распространение христианства
- История разделения церквей
- Исторические условия расцвета богословия на Западе в 12-13 вв.
- Эманация
- Аристотелизм. Космология. Альберт Великий
- Еретические и предреформационные движения на Западе в эпоху классического средневековья
- Становление монашества на Западе в 4–6 вв.
Секта внутри иудаизма, которая по-своему интерпретировала Ветхий Завет. Широкое распространение христианства в античном мире имеет ряд причин.
Во-первых, появление общечеловеческих представлений и идеалов. Греческая идея «пайдейя» — воспитание совершенного человека. Человек — мера всех вещей.
Во-вторых, космополитизм как основа мироощущения в эпоху эллинизма в связи с завоеваниями Александра Македонского и расширением кругозора.
В-третьих, сомнения в истинности язычества и особенно многобожия в результате колонизации разных земель и развития философско-критического взгляда на мир. Критика богов как стимул к монотеизму (Платон). Язычество перестает удовлетворять философски мыслящих людей, ибо основано на натурализме (поклонение стихийным силам природы), идолопоклонстве (подчинение природным инстинктам и обществу) и магизме (потребительском отношении к религии как искаженной форме богообщения).
Вместе с тем ни отдельные философские школы (стоицизм, эпикуреизм), ни течения внутри иудаизма (саддукеи, фарисеи, ессеи) не могли дать вполне стройного мировоззрения. Стоицизм акцентировал необходимость переносить страдания, но отвергал идею блаженства. Эпикуреизм, напротив, акцентировал блаженство (нередко понимаемое материалистически), но отрицал страдание. Саддукеи сомневались в необходимости исполнять Закон Божий, фарисеи преувеличивали значение мелочной обрядности в Законе, а ессеи отвергали традиционные формы общежития и видели спасение в удалении от мира. Лишь христианство диалектически соединило эти разные направления человеческой мысли и жизненных устремлений.
В своем развитии христианство прошло несколько этапов.
Раннее (античное) христианство (1-3 вв.) — формирование первых общин, гонения со стороны общества и императоров. Появление святых-мучеников, попытка осмыслить веру в терминах греко-римской философии.
Христианство поздней Империи (4-6 вв.) — государственная религия, формирование догмы, борьба с ересями, развитие богословия. Императоры Константин, Феодосий, Юстиниан. Церковные деятели: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Блаженный.
Византийское христианство (7-15 вв.): цезарепапизм, отстаивание исконных догматов, значение обрядности.
Возрастание авторитета римской церкви в западном мире (7-11 вв.). Двоякий характер отношений варварских королей с римским престолом. Христианство в варварских королевствах: имперская, королевская, частная церковь. Роль монашества в передаче античной культуры.
Разделение восточной и западной церквей (1054 г.). Конфессиональные различия католицизма и православия (учение об исхождении Духа Святого, о зачатии Девы Марии, о непогрешимости папы и др.).
Протестантизм (Реформация) как попытка нового осмысления христианского вероучения в западном мире в связи с развитием новых форм экономической деятельности (буржуазные отношения). Борьба против католической церкви. Отвержение Предания, культа святых. Символическое понимание таинства (Причастия).