Основные понятия христианства — Эманация
- Основные понятия христианства
- Исторический контекст появления и развития христианства
- Христианская интерпретация Ветхого Завета
- Понятие Церкви в христианстве
- Церковь на Западе в 1-5 вв.
- Возвышение авторитета римского престола
- Участие Рима в борьбе с ересями
- История семи вселенских соборов
- Распространение христианства
- История разделения церквей
- Исторические условия расцвета богословия на Западе в 12-13 вв.
- Эманация
- Аристотелизм. Космология. Альберт Великий
- Еретические и предреформационные движения на Западе в эпоху классического средневековья
- Становление монашества на Западе в 4–6 вв.
По-своему толкуя бл. Августина: «Истинная философия и истинная религия — одно и тоже», пытается вывести спекулятивным путем все истины веры.
Четыре природы (сотворенная-творящая). Первая — Божественная — природа апофатична. Божественное Ничто. Средство ее познания теофании — явления чувственного мира и внутренние озарения, несущие свидетелсьтво о Боге.
Вторая природа — мир Божественных идей — существует в Боге-Слове в виде еще не расчлененного единства. Идеальный мир творится Богом в вечности. Преодолевая замкнутость сверхсущего ничто (апофатическое богословие), в идеальном мире Он начинает существовать как постижимое нечто. Как из Бога возникает идеальный мир, так и этот последний, в свою очередь, вызывает к существованию мир материальный, чувственный.
Третья природа и есть чувственный мир. Однако сущность вещей носит идеальный характер: если лишить конкретную вещь ее умопостигаемых качеств (размера, формы, плотности, цвета), то от вещи ничего не останется. Только от сочетания видимых и бестелесных (идеальных) акциденций (качеств) и возникает впечатление телесности. Чувственный мир — это идеальный мир, распавшийся во множественность. Чувственный мир — разворачивание идеального. Вещественный мир также сотворен Богом из Самого Себя. «Творец и сотворенное суть одно и то же… Бог есть все и все есть Бог». Неоплатонический пантеизм.
Антропология теоморфизма: нус (интуитивный, мистический разум), рассудок (постигает идеальный мир), внутреннее чувство (выявляет идеальное в чувственном мире). Первозданный человек нематериален. Третья природа есть результат грехопадения, удаления от Бога. Возвращение ее к Богу соответствует идее Искупления.
Четвертая природа — человеческая природа, возвращенная к Богу. Божественное Слово сошло в третью природу, а по всеобщем Воскресении появится четвертая. Материальное тело преобразится, исчезнет разделение полов. Геенна — неутоленные желания грешников. Учение Эригены о Спасении противоречит христианскому.
Реализм как учение, более соответствующее церковному опыту, не мог быть обоснован без богословия св. Григория Паламы. Полемика реалистов и номиналистов завершилась на Западе компромиссом в виде синтезов Альберта Великого и Фомы Аквинского, оспоренных номиналистами Оккамом и его учениками. В глубоком смысле слова спор еще не закончен. Перейдя на светскую почву, выразился в столкновении идеализма и материализма, на почве церковной — в проблеме имяславчества и софиологии.
Влияние на реалистов Авиценны (980–1037) и Аверроэса (1126–1198). Авиценна. Универсалии трех видов: в Божественном разуме (первопричина), в действительных вещах как их сущность, в человеческом разуме (понятия). Вечность материи и теория эманации. Множество «разумов». Конкретные вещи возникают путем наложения формы на материю деятельным (лунным) разумом. Отрицал Воскресение и влияние Бога на судьбы отдельных людей. Гностицизм. Аверроэс. Материя содержит потециальные формы-зародыши. Перводвигатель (деятельный разум) превращает их в действительные. Познание — извлечение индивидуальным разумом умопостигаемых идей из чувственных впечатлений. Философия и наука — единственный способ постижения истины. Отрицание мистики. Этический характер религии (узда). Независимое бытие природы (Спиноза).
Номинализм. Беренгарий Турский в 1049: «Нет ничего реального, помимо субстанции, а субстанция есть то, что доступно ощущению внешних чувств (по крайней мере здесь, в земной жизни). Росцеллин из Компьена (1050–1112) учил, что реально существуют лишь индивидуумы, «универсалии» — это сотрясения воздуха. Сенсуалист, отрицал реальность причастия. Ансельм обличил ересь тритеизма (воплощение трех Лиц), и Росцеллин отрекся. Скомпрометирован реализм как философское течение.
Петр Абеляр (1079–1142) — богослов и философ, учился в Париже у Гийома из Шампо, с которым разошелся в учении. Был насильственно оскоплен из-за романа с Элоизой, стал монахом. Знал Платона, Аристотеля, Цицерона.
Рыцарь диалектики, лозунг «понимаю, чтобы верить». В своей работе «Да и нет» сталкивает противоположные ответы святых отцов на одни и те же вероучительные вопросы. В процессе разрешения этих противоречий доводит до тонкости искусство диалектики — формально-логические приемы спора и аргументации, необходимые для выяснения истины и полемики с противниками веры.
Попытка Абеляра дать рациональное обоснование догмата о Св. Троице вызвала противодействие мистико-реалистического направления викторианской школы. Особенно энергично обличал «умствования» Абеляра св. Бернард Клервосский, вынудивший его к отказу от своих концепций на Сиенском Соборе в 1141 г.
Не менее резкие возражения, чем тринитарное учение Абеляра, вызывали его построения в области сотериологии: понятия греха и искупления. В сочинении «Познай самого себя (Scito te ipsum) утверждал права личности как этических принцип. Критерий нравственности видел в ее согласии с совестью, которую рассматривал как естественный и нравственный закон, присущий всем людям.
Грех — в свободном личном решении. Поступок мало что прибавляет. Отрицал передачу первородного греха, что противоречило общепринятому августиновскому учению. Распявшие Христа не грешили, так как следовали своей совести, то есть собственному пониманию Закона Божия. Обвинения в интеллектуальной гордыне. Искупление — не плата (бл. Августин) и не удовлетворение Божией чести (Ансельм), но лишь поучение человеку, побуждающее его к ответной любви и послушанию Богу.