Основные понятия христианства — Еретические и предреформационные движения на Западе в эпоху классического средневековья
- Основные понятия христианства
- Исторический контекст появления и развития христианства
- Христианская интерпретация Ветхого Завета
- Понятие Церкви в христианстве
- Церковь на Западе в 1-5 вв.
- Возвышение авторитета римского престола
- Участие Рима в борьбе с ересями
- История семи вселенских соборов
- Распространение христианства
- История разделения церквей
- Исторические условия расцвета богословия на Западе в 12-13 вв.
- Эманация
- Аристотелизм. Космология. Альберт Великий
- Еретические и предреформационные движения на Западе в эпоху классического средневековья
- Становление монашества на Западе в 4–6 вв.
Еретические движения отражают «движение умов» в эту эпоху. Их предпосылки — те же, что и предпосылки появления схоластики и новых монашеских орденов: 1) расширение кругозора как результат крестовых походов и Реконкисты; 2) знакомство с греческой арабской, еврейской философией; 3) развитие «третьего сословия» с его рациональным мышлением и борьбой за социальные права; 4) распространение грамотности и образования.
Религиозное сектантство этой эпохи по своему духу во многом предвосхищало грядущую протестантскую Реформацию. Секты, одна за другой, возникали в Италии, Франции, Фландрии, Германии. Свои разнообразные названия получали по месту (ломбарды), имени вождя (арнольдисты) или характеру учения и деятельности (катары). Стояли в резкой оппозиции к официальной Церкви и пытались создать не только новое учение, но и новые формы религиозно-общинной жизни.
Катары — совершенные или чистые. Катаризм — духовный стержень многих духовно-религиозных движений эпохи. Духовная основа — манихейство (пророк Мани) на базе древнеперсидской религии (дуализм добра и зла, Ормузд и Ариман). Проникновение через Болгарию — богомилы в 10 в. (проклинают богатых, отвергают государство, непослушание властям). Успех катаров в народной среде основан как на стремлении к аскетическому совершенству, так и на критику существующего строя. В Южной Франции и Италии поддерживались антиклерикальными настроениями городской буржуазии, которая боролась с духовенством из-за управления городом и податных привилегий. Критика катарами высшего духовенства имела серьезные основания: даже папа Иннокентий 2 обрушивался с упреками на своих прелатов (с. 258). Апостольская бедность для катаров — идеал, частная собственность, брак и семья — зло. Зло воплощается не только в мирском, но и вообще в материальном. Привлекали воздержанием, заботой о больных и бедных, миролюбием, отрицали присягу и уголовное право. Их победа привела бы к политическому и социальному перевороту, но едва ли искоренила бы зло, коренящееся в человеческой природе. Пользовались постоянной рознью между папским престолом, императорами, королями и городской буржуазией. Однако папы использовали все возможности для искоренения ереси, от дипломатического нажима на ее покровителей, обличительных посланий и миссионерских усилий (св. Доминик в Лангедоке) до крестовых походов и жестокостей инквизиции.
Секта арнольдистов. Ее основатель — Арнольд из Брешии, изучал богословие в Париже, ученик Абеляра. Крайний аскетизм, нравственная проповедь. Обладание имуществом и притязания на светскую власть — зло для Церкви. Под его влиянием народное восстание в Риме в 1146 г. (террор, разграбление имущества патрициев, кардиналов, священников и изгнание папы) приобрело церковно-реформистский характер. Объявлен папой еретиком в 1148. Секта ломбардов. Св. Бернард: «у него голова голубя и хвост скорпиона».
Иоанн Солсберийский: «То, о чем учил Арнольд, вполне согласно с законом христианским, но не совместимо с действительной жизнью». Воодушевлял республиканский Сенат Рима и пытался заключить союз с Конрадом против папы. Требовал подчинения власти папы императору, ссылаясь на традицию до Григория 7: «священнослужители не должны в одно и то же время держать меч и святую чашу; они должны проповедовать и подтверждать проповедь своим добрым примером, а не возбуждать войн и распрей в мире». Конрад на это не пошел, а исход борьбы решил договор Фридриха Барбароссы с новым папой Адрианом, который впервые наложил на Рим интердикт. Фридрих предпочел иметь дело со слабым папой, чем со своевольными гражданами, и получить власть Божьей милостью, а не милостью народной. Верующие потребовали от Сената покаяния, а Арнольд был сожжен на костре (+1155).
У ломбардских еретиков было широко поставлено школьное дело. Наиболее способные учились схоластике в Париже, чтобы вести диспуты с официальным учением. В 1209 г. преподавались гностики, Фридрих 2 в 1236 г. назвал Милан «рассадником ереси».
После гибели Арнольда центр сектанского движения переместился во Францию, где в начале 1170-х гг. возникла секта вальденсов, широко распространившаяся по Европе. Петр Вальденс, богатый лионский купец, несмотря на отсутствие образования, стал сам изучать Библию в романском переводе. Проповедь аскетического идеала. «Лионские бедняки». Получив в 1179 г. отказ в благословении папы на свою проповедь, «вальденсы» попали под влияние катаров.
В начале 13 в. стали наиболее распространенной сектой в Европе, центр их был в г. Альби (Лангедок, Южная Франция). Движение альбигойцев разгромлено в результате крестовых походов. Трагический исход, где не отличали еретиков от ортодоксов-католиков: «Бейте их всех, ибо Господь познает своих». (Рожков, с. 266). Ср. с. 270. В середине 13 в. Катары были полностью истреблены в Южной Франции, но победа была куплена ценой полного опустошения этой цветущей области. Особенно упорно сопротивлялись богомилы. В Боснии ок. 1400 г. их учение были объявлено государственной религией. В !5 в. Сменили манихейство на ислам.
Во Фландрии на рубеже 12–13 вв. сектантские движения были представлены бегинками и беггардами. Основатель Ламберт ле Бег (+1180), Бега — мать Пипина Геристальского. Мирской орден, близкий терциариям (францисканцы). Бедность, труд (потом милостыня), обеты целомудрия и послушания, правила гостеприимства и ухода за больными. Хозяйственные общины как решение женского вопроса. Стремление к благочестивой жизни на братских началах, религиозная экзальтация. Трудолюбие, воздержание и бережливость. Оседлые бегины и беггарды, подчиненные строгой дисциплине ордена, пользовались защитой церкви, странствующие втягивались в антицерковные движения. Пантеизм в духе Амальрика (+1206), читал лекции в Париже, оправдался перед Иннокентием 3, отрекся от заблуждений перед смертью. (Бог есть все, христианин–член тела Христова, пребывающим в любви не вменяется в вину никакой грех). Последователи вывели другие заключения. Троица — троякое Откровение: Отца (от Авраама), Сына (от Иисуса), Духа Святого (от Амальрика). Близок к Иоахиму из Флоры. Внешний церковный порядок потерял значение. Святой Дух открывается в сердце отдельного человека. Бог проникает всю природу. Человеческая душа — часть силы, сотворившей мир, и после смерти тела она возвращается к Богу. Человек развоплощается и ставится вне законов морали. Для подтверждения использовались тексты апостола Павла против ветхозаветного законничества. Учение Амальрика особенно активно проповедовал Ортлиб из Страсбурга. В Германии, особенно в бассейне Рейна, борьба с сектантами не была столь успешной, как во Франции и Испании — не только из-за отсутствия инквизиции, но из-за сопротивления князей императорам и прелатам.
«Апостольские братья» середины 13 в. В Италии (Герард Сегарелли). Лионский собор 1274 г. запретил «дикие ордена», но не все подчинились. В 1286 г. булла папы против. В 1294 г. борьбу с сектой взяли в свои руки доминиканцы, и в 1300 г. Сегарелли сожжен на костре. Борьбу сектантов с крестоносцами возглавил Дольчино. Увлеченный идеями Иоахима из Флоры, ожидал наступления Тысячелетнего Царства в 1303 г., когда император победит папу. Авторитет Дольчино возрос, когда в 1303 г. Филипп Красивый ввел своих солдат в Ватикан, а папа Бонифаций скончался от происшедшей катастрофы. Дольчино укрылся в горах и в течение ряда лет наносил тяжелые поражения крестоносцам, но потом голод и зима сломили его сопротивление.
Несмотря на поражение сектантских движений, они оказали глубокое влияние на психологию народа и судьбу католической церкви. С одной стороны, доказали необходимость возрождения в Церкви древнехристианских идеалов святости, с другой — послужили дальним предвестником и глубинной подготовкой Реформации.
Джон Уиклиф (1320–1384) — один из выдающихся предшественников Реформации, оказал влияние на богемских гуситов, а через них на христиан Германии. Вовремя учебы в Оксфорде увлекся идеями Оккама (+1347). Стремился освободить Англию от господства римского престола. Утвердить светскую национальную власть короля и парламента, защитить крестьянскую общину от частного предпринимательства.
В борьбе с римским престолом Уиклиф, схоласт «реалистического» направления, отвергал таинства, тайную исповедь, отпущение грехов, почитание святых. Многие из его положений осуждены папой в 1377 г. и объявлены Лондонским Синодом (1382) еретическими. Отстаивал отказ Церкви от имущества, требовал участия священства и монахов в общинном хозяйстве. Разделял идущий от блаж. Августина и Григория 7 взгляд, что государственная власть «пахнет грехом» и может смыть его только путем поддержки общинного хозяйства. Отстаивал идеи Платона об общественном хозяйстве, к которому, однако, надо идти не путем насилия, а путем морального воспитания народа. Однако вожди крестьянских движений сделали отсюда иные выводы.
Идеи Уиклифа нашли отклик в Богемии, где реформаторские настроения питались национальными устремлениями чехов, так как опорой римской Церкви в Богемии были немцы, занимавшие ведущие места в экономике и культуре. Сочинения Уиклифа привез из Оксфорда Иероним Пражский. Они послужили теоретическим обоснованием церковного реформаторства, почва для которого в Богемии была подготовлена вальденсами и некоторыми представителями католической церкви. Так, уже архиепископ Милич, личный секретарь Карла 4, добровольно сложил свои государственные и архипастырские обязанности, чтобы стать народным проповедником. Он осуждал торговлю, капитал и церковную собственность, призывал священников к апостольской бедности, разделял некоторые идеи Иоахима из Флоры (1132–1201). Матиас, духовник Карла 4, также выступал с требованием церковных преобразований.
Различные духовные течения и стремления чехов нашли свое воплощение в лице Яна Гуса (1369–1414). Священник. Декан философского факультета, с 1402 ректор Пражского университета и пламенный проповедник Вифлеемской церкви.
Вдохновленный идеями Уиклифа, начал призывать к церковным реформам. Его проповедь вызывала недовольство многих духовных лиц, его обвинили перед архиепископом в распространении еретических учений. Главными противниками Гуса оказались немецкие теологи и философы из Пражского университета. Национальная вражда совпала с расхождением в богословских вопросах. Ян Гус опирался на Уиклифа, поклонника Платона, и сам был «реалистом», немцы же защищали номинализм и осудили основные положения Уиклифа (1408).
Гус добился у короля ограничения немецкого влияния в университете, в ответ на что немецкие профессора и студенты покинули Прагу и основали университет в Лейпциге. Все эти события завоевали Гусу уважение и любовь чехов, они увидели в нем духовного вождя нации.
В 1411 г. Гус выступил на публичном диспуте против очередного крестового похода, посчитав его несовместимым с учением Христа. Диспут имел огромный успех. Кардинал предал Гуса анафеме, и ему пришлось покинуть Прагу. В 1414 г. собор в Констанце обвинил Гуса в поддержке платонизирующего схоластического «реализма». Ему было инкриминировано также учение об обязательном причащении мирян под двумя видами (хлеба и вина, что на самом деле совершил один из его сторонников). Признанный злостным еретиком, Гус был сожжен.
В гуситском движении было два направления: утраквисты (умеренное — изъятие церковных земель и причастие под обоими видами) и радикальное (табориты, от названия горы Фавор). Затем оно раскололось на несколько партий. Умеренные табориты во главе с Яном Жижкой истребили «адамитов», которые защищали многоженство и не считали нужным носить одежду. Запрещение процессий с причастием вызвало гуситские войны, где король и крестоносцы потерпели поражение. Базельский мир в 1433 г.
Дополнительный материал по раннему христианству
1-я пол.2 в. — Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Юстин Философ.
2-я пол 2 в. — Ириней Лионский, Тертуллиан Карфагенский, Климент Александрийский.
Татиан Ассириец обратился под влиянием Юстина Мученика (пер.пол.2 в.). В 172 г. он отправился на Восток, в Сирию, где впал в гностические заблуждения и сделался ярым противником греческой философии. Увлекся строгой аскезой, основал секту энкратитов, отвергавших брак и употребление мяса и вина. Крайними энкратитами были акварии, которые совершали евхаристию с хлебом и водой, но об их связи с Татианом ничего не известно. Евангельская гармония, где опущено родословие Христа.
1-я пол. 3в. — Киприан Карфагенский, Ориген Александрийский, Ипполит Римский (Ученик Иринея Лионского).
2-я пол. 3 в. — Дионисий Римский, Дионисий Александрийский, Григорий Неокесарийский (Чудотворец), Павел Самосатский (антиохийский) (модализм, или савеллианство+антиохийский историзм, антиоригенист), Лукиан Самосатский.
Арий: борьба с модалистами.
Апологии судебные и научные. Судебные апологии: обращения к правительству остановить преследования. Доказывали несостоятельность обвинений, призывали к беспристрастию, отвергали клевету, доказывали чистоту жизни. Кодрат Аристид, Юстин Философ, Мелитон, Афинагор. Прекратились к концу 2 в., ибо не достигали цели. Научные апологии: полемика с языческими философами и иудеями. Юстин Философ: Обличение эллинов, Разговор с Трифоном иудеем. «Для иудеев соблазн, для эллинов безумие». В ходе научной полемики складывалось христианское богословие, то есть рациональное объяснение истин веры.
Школы: Римская, Карфагенская, Александрийская, Антиохийская.
Юстин Философ. Тертуллиан — предшественник Августина Блаженного. Противоположность веры и разума выразил в формуле «Верую, потому что абсурдно». Материалистические тенденции. Реалист, практик. Св. Писание понимает буквально. «Душа человеческая по природе христианка». «Христианами становятся, а не рождаются».
Климент Александрийский. «Строматы». Ориген. «Против Цельса». Величайший экзегет. Аллегорическое понимание Библии. Антиохийская школа.
Борьба с ересями. Разновидности ересей. Иудействующие (иудеохристиане). Гносис как смешение христианского вероучения с языческой философией и восточными религиями. Значительное влияние на гносис оказал неоплатонизм (Плотин и Прокл). Против гностиков выступали Ириней Лионский и др.
Ереси внутри христианского богословия: Антитринитарии-монархиане. Утверждали главенство Бога-Отца в Св. Троице. Считали лица Св. Троицы либо «энергиями», исходящими от Отца (динамисты), либо «модусами» существования Отца (модалисты).
Христианская литература на Западе в 4–5 вв.
Амвросий Медиоланский (335/340–397)
335-340 Трир. Образование в Риме: красноречие и право.
370 — наместник в Лигурии (Милан).
374 — миротворец между арианами и православными по смерти епископа.
Возведен в сан. Упражняем сердце чтением: Филон, Ориген, Евсевий, Афанасий, Василий.
Защита Церкви от имперского вмешательства, арианской ереси и нападок язычников. Император внутри Церкви, а не над ней.
Умелый пастырь и влиятельный политик.
382–384. Выступает против лидера языческой партии Симмаха. Вернуть римскому сенату алтарь победы. Опроверг аргументацию римского префекта. Попытка восстановить языческий культ провалилась.
386 –выдержал военную осаду базилики и не передал арианам. Молился и распевал псалмы.
387 — крестил Аврелия Августина.
390 — добился церковного покаяния от Феодосия Великого после расправы в Фессалониках (убийство готского начальника). Умер через два года после смерти Феодосия. 04.04.397.
Произведения экзегетические (толкование Св. Писания), догматические (разъяснение таинств), аскетические (христианская этика). Речи, письма, гимны.
Записи проповедей. Обращаясь к широким массам, вразумляет и наставляет на путь добродетели.
Смысл буквальный, нравственный и духовный (мистический). Аллегорический и назидательный характер объяснений, не претендуют на научность. О рае, О Каине и Авеле, О Ное, О Аврааме, Шестоднев. Экзегетика восходит к Оригену и Василию (330–379). «Он сотворил человека и потом отдохнул, обретя в нем того, кому мог прощать грехи».
Обращается не столько к уму, сколько к чувству верующих.
Катехизические беседы-трактаты. Катехумены и неофиты. О таинствах. Первая «крещальная формула» на латинском языке. Древний Символ веры. О вере (378) в пяти книгах — против ариан для императора Грациана. О Святом Духе. Отстаивает понятие «единосущия». Его книги — скорее популяризация, нежели теологическое исследования. Отвлеченное теоретизирование ему чуждо, но ценил греческую философию.
О девственницах и О вдовах. В городской среде Запада идея добровольной девственности была достаточно новой. Тем не менее, многие девушки оказались захваченными ею. Призывает не к монашескому аскетизму, а к воздержанию в браке. Мистический брак с Христом — высшее призвание женщины. Образцы текста (с.73). Брака и материнства не умаляет, в отличие от Тертуллиана. Вина женщины в грехопадении оправдана (она обманута мудрейшим змеем).
О покаянии — осуждает ригоризм Новатиана.
Об обязанностях священнослужителей. Первое исследование по церковной этике и нормам жизни. Следует плану и риторике трактата Цицерона Об обязанностях. Воспитание достойного гражданина — нравственное формирование духовенства. Разрешение конфликта между нравственно-прекрасным и полезным. Все стоические добродетели переосмысливает в христианском духе. Написанное простым и ясным языком. Это сочинение скоро сделалось настольной книгой латинского духовенства.
О благе смерти. Дидактическое сочинение с платоническими мотивами. Речи на похоронах и поминках (брата и императоров)– ораторское искусство.
Письма — судьбы христианства и Империи неразделимы.
Гимнография и антифонное пение. Привлечь народ к участию в богослужении. Дары Христовы вечные и Господь создатель сущего. Воспоминания Августина (с. 80).
Иероним Стридонский (345–419/420). Стридон — на границе между Далмацией и Паннонией. В 379 г. стерт с лица земли готами. О знаменитых людях. Учился в Милане и Риме, у Доната (самый авторитетный учитель в Риме). Вергилий, Гораций, Теренций, Цицерон. В 370 г. Трир. Гос. Карьера. 373–377 — монашеский идеал. Аквилея, Афины, Сирийская пустыня. Жизнь Павла Пустынника. В 379 г. в Константинополе. Григорий Богослов (329–389) и Григорий Нисский (мистик, +389). Знание греческого. Приверженец Оригена и аллегорического толкования. Перевод Хроники Евсевий Кесарийского с дополнениями. Участие во Вселенском соборе в 381 г. Секретарь папы Дамаса с 382 г. Начитанность и компетентность в экзегезе. Новый перевод Библии (390–405. Вульгата). Муж трех языков (vir trilinguis). В 382–384 на вершине славы. Духовный наставник знатных римлянок. Клеветники. Резкий и несдержанный на язык. Критика образа жизни римского духовенства и монашества. После кончины папы Дамаса в 384 г. покидает Рим (385). Кипр–Антиохия-Египет-Вифлеем. Основаны два монастыря. Проповедник и наставник. Историко-филологические разыскания. Hexapla (шесть стобцов — древнееврейский, греческая транслитерация и четыре греческих перевода. Включая Септуагинту). Биографии отшельников. Обличал лжеаскетов. У многих христиан монашество вызывало обостренный интерес. Уже не мученик, как во времена гонений, но аскет, владеющий всеми страстями и сводящий к минимуму природные потребности, становится героем времени.
В 4 в. с признанием христианства государственной религией число новообращенных резко возросло, что повлекло за собой понижение нравственного уровня христианских общих, в которые проникают языческое мировоззрение и языческие нравы неофитов, ставшие серьезной внутренней угрозой для церкви. Как реакция на вторжение в жизнь христиан чуждой им идеологии возникло монашество, родоначальником которого считается св. Антоний (251–356), с юных лет ведший жизнь отшельника в египетской пустыне. Первый монастырь, в котором все регламентировалось строгими правилами устава, основал в 320 г. св. Пахомий.
В 392–393 гг. О знаменитых людях, основа Церковная история Евсевия. Противопоставил одноименному сочинению Светония. Христиане насчитывают в своих рядах не меньше великих людей, чем язычники. 135 биографий от апостола Петра до Иеронима. Пристрастие. Недоброжелательность к Амвросию.
Перевод О началах Оригена. Слепое следование букве подлинника ведет к насилию над родным языком. Существующие переводы Библии кажутся ему грубыми и тяжелыми для восприятия. Письмо к Паммахию О лучшем способе перевода (395–396). «При переводе с греческого, исключая Священное Писание, где и самый порядок слов есть тайна (et verborum ordo mysterium est), я передаю не слово словом, а мысль мыслью (non verbum e verbo, sed sensum de sensu)» (Письма 57:5). «Трудно, чтобы хорошо выраженное на чужом языке, сохраняло ту же красоту в переводе… Если я перевожу слово в слово, звучит несуразно, если по необходимости меняю что-нибудь в расположении или в словах — оказывается, что я отступаю от обязанностей переводчика» (Предисловие к Хронике Евсевия). Рекомендации Цицерона и Горация, призывавших не к дословному переводу, и к творческой передаче смысла и силы греческих произведений.
Фанатик умерщвления плоти. Ходил нагой и никогда не умывался: художники Возрождения изображали его в пещере в довольно неприглядном, хотя и вдохновенном виде. Против Иовиниана («Христианский Эпикур»). Епифаний Штакулка ядов. Тезис о предсуществовании душ. Против Иоанна Иерусалимского. Апология против Руфина. Диалог против пелагиан. Пелагий: человек не подавлен первородным грехом и способен спастись без вмешательства свыше. Конфликт между литературными пристрастиями и идеалом христианской жизни. Видение 384 г. «Ты цицеронианин, а не христианин». Полный отказ от языческой культуры (Тертуллиан) им воспринят не был. Необработанная речь пророков ужасала.
Аврелий Августин (354–430). Наиболее полный синтез античной культуры и христианства. Тагаста. Риторическое образование в Карфагене. После рождения сына посвящает жизнь поиску истины. Цицерон, Св. Писание. Мани (3 в.). Противоборство света и тьмы, духа и тела. Суровый аскетизм. Разочарование. С 384 г. придворный ритор в Милане и ученик Амвросия. Крещение. После смерти матери отъезд на родину. Монашеское уединение нарушено в 391 г. — священство. Епископ Гиппона с 395 г. Авторитет пастыря и богослова. В 430 г умер в Гиппоне, осажденном вандалами.
Никто из латиноязычных писателей Церкви не написал больше Августина. В совершенстве усвоил языческую философию и литературную технику.
Разговоры с самим собой (Soliloquia — Deum et animam scire cupio).
О Троице — против последователей Ария. Актуально в связи с приходом в Африку варваров. Против последователей Доната (с 313 еп. Карфагена, ум. 355), «церкви чистых». Донатисты считали, что моральный облик священника влияет на совершаемые им таинства и требовали повторного крещения.
О порядке, О свободном решении — источник зла не Бог, который есть любовь, а свободный выбор людей. О Книге Бытия против манихеев. Аллегорическое толкование.
Против Пелагия (ум. 418). Приверженец классической философии, он создал свое нравственное учение: человек не подавлен первородным грехом, в его воле самому избрать путь добродетели или порока. Августин придает решающее значение Божественной Благодати. Учение о предопределении.
Против академиков — познание истины без Бога невозможно. Значение семи свободных искусств, которые в средневековой школе составят два цикла предметов. Тривиум — три науки о слове (грамматика, диалектика, риторика), квадривиум — четыре науки о числах (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). О грамматик. О музыке. Рациональное понимание вещей (scientia) должно подчиняться вере, которая одна ведет к мудрости (sapientia). Религиозное и нравственное воспитание народа через Проповеди: О лжи. О супружеском благе, О святой девственности. Так в затянувшемся споре о том, может ли проповедник пользоваться риторикой язычников, была, наконец, поставлена точка. Языческие науки должны быть не самоцелью, а лишь средством распространения евангельской истины. С простыми людьми надо говорить на простом языке. Каким должен быть проповедник и его проповеди — О христианском учении. Для преодоления неясностей использовать все возможности, какие есть в распоряжении экзегета. «Темнота Писания предусмотрена Божественной Мудростью, пожелавшей трудом смирить человеческую гордость и спасти человеческий ум от пренебрежения к тому, что он легко постигает».
Борьба против еретиков менее всего отвечала характеру и личным склонностям Августина, расположенного к созерцательности. Исповедь (Confessiones). Форма публичного покаяния. Воскрешая в памяти прошлое, Августин раскаивается в совершенных поступках и благодарит Господа за милосердия к нему: «не знает наше сердце покоя, пока не успокоится в Тебе». Анализ состояния души. Аналогов античной литературе не имеет. Библейская образность и лиричность псалмов сочетается с риторикой римских классиков. Если в Исповеди Августин исповедуется перед Богом, то в проповедях он исповедуется перед людьми. Он не скрывает ни слабостей своих. Ни сомнений и таким образом создает атмосферу доверия, сокращая дистанцию между собой и слушателями.
О Граде Божием (De Civitate Dei). Личную жизнь человека обуславливают Благодать и грех. История человечества — конфликт двух градов, земного и небесного (их символы Вавилон и Иерусалим). Любовь к себе и жажда материальных благ (царство диавола) — любовь к Богу и жажда духовных благ (царство Бога). Шесть веков: Каин и Авель — Ной — Авраам — Давид — Вавилонское пленение — Рима — Пришествие Мессии — Страшный Суд. Цель истории в нравственном прогрессе, смысл — в христианизации человечества. Орозий: 4 державы: Вавилонская, Македонская, Карфгенская, Римская.
При Константине (306-337) наконец было достигнуто долгожданное примирение государства с Церковью. Апологетика постепенно себя изживает, и писатели начинают обращаться к теологическим изысканиям, чему весьма способствовало установление более тесных контактов между церковными деятелями Запада и Востока. Следствием новой ситуации явилось, с одной стороны, резкое обострение религиозных споров, с другой — большая согласованность действий сторонников ортодоксии.
После смерти Августина латинская христианская литература развивается в русле традиций «золотого века». Однако на протяжении шести-семи десятилетий значительных трудов на Западе не появляется. Взлет христианской мысли. Рожденный на волне еретических учений, в Западной Империи идет на убыль. А вместе с ним и влияние восточного богословия. Одна из причин — утрата латинскими писателями знания греческого языка. Если Амвросий читал сочинения восточных отцов в подлиннике, Августин слабо, но греческий знал, то Лев Великий не знал его вовсе. Когда в 5 в. в Рим доставили письмо византийского богослова Нестория, то на поиски переводчика ушел целый месяц. Варварские нашествия полностью расстраивают связи с Востоком и ведут к культурному оскудению Запада. Питавшие церковную литературу споры по вопросам вероучения уходят в прошлое. Для деятелей Церкви на первый план выдвигаются проблемы аскетические и миссионерские, их главной заботой становится евангельская проповедь среди завоевателей.
Иларий Пиктавийский (315–367). Языческое образование. В Евангелии нашел ответы о смыслежизни. С 350 епископ Пиктавии. Аллегорическое толкование Евангелия. С 355 наступление на ариан (Арий реабилитирован при поддержке Констанция на соборах в Арле, 353 и Милане 356). С 356 изгнание во Фригию. На Востоке сложился как мыслитель и писатель. О Троице. 12 книг. Столь основательного и исчерпывающего исследования по христологии на Западе еще не было. Возврат в 360. Против императора Констанция. Громит вождей арианства на Парижском (361) и Миланском (364) соборах. Сульпиций Север: «Всему миру известно, что наша Галлия была избавлена от преступной ереси рачением Илария Пиктавийского». Толкования Псалтири и Книга гимнов. Не исключено, что Иларий придал литературную форму каким-то образцам народной литургической поэзии раннехристианских общин.
Руфин Аквилейский (345–411). С 373 монах на Востоке. В Александрии изучал Оригена. Дидим Слепец, Иоанн Иерусалимский, Феофил Александрийский. В 378 основал монастырь в Иерусалиме, на горе Елеонской. С 386 в контакте с Иеронимом (Вифлеем). С 393 в Италии, с 398 в Аквилее. Перевод Церковной истории Евсевия. Набеги вестготов вынудили бежать в Сицилию.
Папа Дамас (366–384). Испания–Рим. Восстанавливал христианские святыни, катакомбы, могилы мучеников, культовые сооружения. Надгробные эпиграммы на камне. О Ватиканских источниках. Вдохновил Пруденция.
Пруденций. Испания, 348. Создатель латинской христианской поэзии. Адвокат, служба императору. Остаток дней посвятил воспеванию Бога. Книга стихов (405). Книга ежедневных гимнов. Часы молитвы. Гимн на пение петуха, где свет утренней зари ассоциируется с животворящим светом Христа. В отличие от Амвросия, предназначал гимны не для литургии, а для чтения образованных христиан. Опровержение ересей и язычников (Апофеоз, Происхождение грехов, Против Симмаха). Психомахия (Сражение добродетелей и страстей, вызвала подражания). Книга о мучениках (О венцах). Элементы эпоса, лирики и драмы. Греческая церковная лексика. Органическое усвоение опыта римских классиков: Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий. Младший современник Пруденция Седулий. Пасхальное стихотворение. Ок. 430. Вычурные стихи. Неумеренные эксперименты. Италия–Греция.
Авсоний (310—394). Грамматик и ритор, формальное мастерство и ученость. С 364 воспитатель Грациана в Трире, с 378 префект Галлии и Италии, консулат. В 383 возврат в Бордо. Обращение под влиянием двора, чисто внешнее. Блестящая и поверхностная эрудиция. Умудрился не заметить ростков новой средневековой культуры.
Павлин Ноланский (353–431). Столица Аквитании Бордо. Ученик Авсония: 378 консул в Риме, 381 наместник в Кампании. 390 крещение, монашество после смерти брата и сына, раздал имущество бедным. 393 священник в Барселоне (жена испанка), 394 епископ Нолы в Кампании, у гробницы мученика Феликса. Формальное мастерство и ученость. Поиски оптимальной формы для христианских идеалов. Далек от богословских споров, мир повседневных дел и будничных забот. Стихи в честь дня рождения Феликса (Carmina natalicia). В Письмах трактуются вопросы библейской экзегезы, христианской агиографии, гражданского и церковного быта, аскетизма, культового зодчества.
Сульпиций Север (360–420). Уроженец Бордо. Друг Павлина Ноланского. Увлечение латинскими классиками: Саллюстий и Тацит. В 390 овдовел и удалился в монастырь на юге Италии. Увлекался Пелагием, но раскаялся. Жизнь св. Мартина (ок. 397). Христианский историк. Создает привлекательный образ апостола, аскета, чудотворца. Создал новый литературный жанр агиографии. Пропаганда монашеского идеала и защита его от яростных нападок как со стороны язычников, так и со стороны многих христиан, которым аскетизм монахов, нередко доходящий до крайности, казался противоестественным и потому вызвал отвращение. Талант рассказчика. С. 102. Ок. 400 Хроника в двух книгах. Сжатое изложение Священной истории от Сотворения мира до времени автора.
Лев Великий (440–461). Основоположник современного папства. Отпор монофизитам. Халкидонское вероопределение. 96 проповедей и 143 письма. Образцовый римлянин и рачительный глава Церкви.