Основные понятия христианства — Становление монашества на Западе в 4–6 вв.

Становление монашества на Западе в 4–6 вв.

К 6 в. для деятелей Церкви на первый план выдвигаются проблемы аскетические и миссионерские, их главной заботой становится евангельская проповедь среди завоевателей. В 4 в. с признанием христианства государственной религией число новообращенных резко возросло, что повлекло за собой понижение нравственного уровня христианских общих, в которые проникают языческое мировоззрение и языческие нравы неофитов, ставшие серьезной внутренней угрозой для церкви. Как реакция на вторжение в жизнь христиан чуждой им идеологии возникло монашество, родоначальником которого считается св. Антоний (251–356), с юных лет ведший жизнь отшельника в египетской пустыне. Первый монастырь, в котором все регламентировалось строгими правилами устава, основал в 320 г. св. Пахомий.

Василий Великий (329–357–379). Посетил Египет, Палестину, Месопотамию. Изумление перед восточными аскетами и желание им подражать. Уединился на берегу р. Ирис. Поры общества к аскезе. Вокруг возникают монастыри. Не только вызвал к жизни монашество в Каппадокии, но и дал ему твердую организацию своими монашескими правилами. Отшельничество и общежитие. Уединение — опасность для слабых и неопытных. Одни впадали в духовную гордость, другие лишались рассудка. Собственное спасение без любви к ближнему. В многолюдных общежитиях преобладал ручной труд. Экономические интересы, что отвлекало от молитвы и духовного созерцания. Создал смешанную форму монашеской жизни. Молитва чередовалась с физическим трудом, но для него допускались лишь такие ремесла, которые не разрушали духовной собранности и простоты жизни монахов. Широкая благотворительность и воспитание детей обоего пола.

Св. Мартин Турский (316/336?–397). Военная карьера. Явление Христа во сне. Сближается с Иларием Пиктавийским. В 370 основал первый правильно организованный монастырь на Западе неподалеку от Пуатье при содействии Илария Пиктавийского.. Епископ Тура. Еще при жизни сделался легендарной личностью. Один из самых почитаемых святых Франции.

Иероним Стридонский (345–382–419/420).

373–377 — монашеский идеал. Аквилея, Афины, Сирийская пустыня. Жизнь Павла Пустынника. В 379 г. в Константинополе. Григорий Богослов (329–389) и Григорий Нисский (мистик, +389). В 385 — Кипр–Антиохия-Египет-Вифлеем. Основаны два монастыря. Проповедник и наставник. Историко-филологические разыскания. Hexapla. Биографии отшельников. Обличал лжеаскетов. У многих христиан монашество вызывало обостренный интерес. Уже не мученик, как во времена гонений, но аскет, владеющий всеми страстями и сводящий к минимуму природные потребности, становится героем времени.

Руфин Аквилейский (345–411). С 373 монах на Востоке. В Александрии изучал Оригена. Дидим Слепец, Иоанн Иерусалимский, Феофил Александрийский. В 378 основал монастырь в Иерусалиме, на горе Елеонской. С 386 в контакте с Иеронимом (Вифлеем). С 393 в Италии, с 398 в Аквилее. Перевод Церковной истории Евсевия. Набеги вестготов вынудили бежать в Сицилию.

Сульпиций Север (360–420). Уроженец Бордо. Увлечение латинскими классиками: Саллюстий и Тацит. В 390 овдовел и удалился в монастырь на юге Италии. Увлекался Пелагием, но раскаялся. Жизнь св. Мартина (ок. 397). Христианский историк. Создает привлекательный образ апостола, аскета, чудотворца. Создал новый литературный жанр агиографии. Пропаганда монашеского идеала и защита его от яростных нападок как со стороны язычников, так и со стороны многих христиан, которым аскетизм монахов, нередко доходящий до крайности, казался противоестественным и потому вызвал отвращение. Талант рассказчика. С. 102. Ок. 400 Хроника в двух книгах. Сжатое изложение Священной истории от Сотворения мира до времени автора.

Иоанн Кассиан (360–415–435).

Добруджа (Румыния). В ранней молодости монах в Вифлееме. Одинаково хорошо владел латинским и греческим. С 385 с другом Германом в Египте. Духовное странничество. В 400 Иоанн Златоуст (Хрисостом) рукополагает в диаконы в Константинополе. В 405 в Риме возведен в священнический сан. Дружба со Львом. В 429–430 по его просьбе пишет трактат против Нестория О воплощении Господа. В 415 в Массилии основывает мужской и женский монастырь.

Основные принципы, достоинства и практику монашеской жизни Кассиан разъясняет в 12-ти книгах «Об установлении киновий и о средствах против восьми главных грехов» (417, 419–426?). За образец он взял организации монашеских общин Египта. Цель — познакомить западное монашество с практическим и духовным опытом и укладом жизни восточных монахов.

Это — своего рода устав, или «правило» монашеской жизни, который имел преимущество перед уставом св. Пахомия (пер. бл. Иеронима) и правилами св. Василия Великого (пер. Руфина), так как был адаптирован к условиям западной жизни и климата. Многие идеи Кассиана использовал в своем Монастырском Уставе Бенедикт Нурсийский, реформатор западноевропейского монашества.

Главное сочинение — Собеседования Отцов (420–429). Кассиан воспроизводит беседы на духовные темы с монахами и отшельниками в Египте. Это не диалоги, а длинные речи в ответ на заданные вопросы. Для монашеского движения Запада значение этого труда неоценимо. В нем определена цель монашества — созерцательная жизнь и указываются средства для ее достижения — посты, бдения, чтение и обдумывание священных текстов, псалмопение и молитва (с. 163). Расширяет жанр Патерика.

Не просто передает сведения и собственные наблюдения, но ищет ответов на проблемы духовного совершенства. Не только «примеры», но поучения.

Предваряя книги «Установлений», предупреждает, что не станет рассказывать о чудесах Святых Отцов, поскольку чудеса, возбуждая удивление, мало способствуют святой жизни, тогда как целью его книги является указание путем к исправлению нравов и духовному совершенству. Эта сдержанность по отношению к чудесам (разумеется, не отменяющая веры в чудеса как таковые) обличает в Кассиане человека, еще не принадлежащего к миру средневековой культуры. В этом легко убедиться. Сравнив атмосферу его книг с той атмосферой ожидания чуда, которая характерна для сочинений Григорий Великого, Беды и особенно Григория Турского.

Сальвиан (400–после 450). Трир, Галлия. Свидетель варварских набегов. С 425 в Леринском монастыре (на острове в Средиземном море). Епископ Лиона Евхерий доверяет ему воспитание своих сыновей. С 439 — священник в Массилии. Дожил до глубокой старости. Проповедник: против алчности. К вселенской церкви. 450 — О мироправлении Божием. С. 164–167.

Бенедикт Нурсийский (480–543) Из знатного рода, риторически-литературное образование. Аскеза и бичевание. Монте-Кассино (529?). На месте развалин языческого храма Аполлона церкви Иоанна Крестителя и св. Мартина. Убежище во время войны Византии с готами. Воспитание детей. Устав Бенедикта. Монах трудами послушания стремится вернуться к Тому. Кого покинул из-за непослушания. Отказ от личных желаний. Воинский отряд, подчиненный дисциплине. Идет далее Василия и Кассиана, обособляя монахов от мира и прикрепляя к месту. Полная нищета. Целомудрие, молчание. Лестница из 12 ступеней смирения описана в Уставе. Общаясхема монашеской жизни, систематичность и гибкость. Иероним, Августин, Пахомий, Василий, Кассиан. Культурное значение ученых занятий, параллельно развившихся в монастыре Кассиодора, потом примкнувшем к бенедиктинцам. Братьев, не читающих в положенное время, устав называет лентяями. 1-2 часа чтения в день. Связь новой монастырской культуры со школьной культурой Древнего Рима.

Кассиодор (ок. 490–ок. 583). Служба при дворе Теодориха и его преемников. Начальник королевской канцелярии. Политическая гибкость. Ревностно проводил политику Теодориха — попытку слияния готов с римлянами и создания мощного государства на месте рухнувшей Западной Римской империи. С 540 отказывается от политической деятельности, покидает двор и в родовом имении на юге Италии основывает монастырь Вивариум (получивший название от садков с живой рыбой). После удаления от дел с усердием берется за устроение монастыря, работу над уставом монастырской жизни и литературную деятельность. В этой области явился предшественником Бенедикта Нурсийского: первой обязанностью монаха он счет не физический труд, а заботу о своем умственном и духовном развитии. Намеревался создать в Риме академию богословских наук (Об изучении наук божественных и человеческих). Создал большую библиотеку, поощрял работу переписчиков (антиквариев): своим трудом они «борются тростником и чернилами против коварных козней Диавола и наносят ему столько ран, сколько слов Господних они переписывают». Не запрещает и изучения светских наук, но советует овладевать только их началами. Одобряет лечебное дело, а для малоспособных — садоводство, земледелие, рыболовство.

Григорий Великий (Двоеслов) (ок. 540–590–604)

Григорий Турский: «Он принадлежал к одному из первых сенаторских родов, с юности был благочестив, на собственные средства основал в Сицилии шесть монашеских общин, а седьмую в Риме… Остальное же имущество распродал и раздал бедным… Стал носить скромное платье и был посвящен в качестве седьмого диакона для служения престолу Господа» (10-1). Должность претора. С 579 по 585 в Византии в качестве папского нунция, где сдружился с братом Исидора Севильского. С 590 по 604 занимал папский престол. Энергичный и рачительный правитель. Заботился о снабжении Рима хлебом, посещал церковные имения, входил вовсе подробности хозяйства и финансов. Пастырь и проповедник. Ученый человек, хотя отрицал знание греческого. В декларативных высказываниях к занятиям риторикой и к античным авторам относился отрицательно, считая «недостойным поступком подчинять слова небесного пророка грамматике Доната» и порицал вьеннского епископа Дезидерия за то, что тот обучал свою паству грамматике по произведениям язычников. Нравственные поучения, Проповеди. Патырский устав – руководство и наставления для священников. Диалоги о житии и чудесах италийских Отцов — четыре книги очень просто изложенных легенд о святых, в том числе Бенедикте Нурсийском. Расчет на самых необразованных читателей. Впервые появляются видения, любимый жанр средневековой литературы. Учение об очистительном огне, откуда представление о чистилище. Гимны, антифонарий, григорианское пение.

Григорий Великий — вообще центральная фигура целой эпохи. Но если его энергичная и многосторонняя, руководимая достойными мотивами и в то же время прагматически успешная деятельность обычно импонирует историографии последних двух веков, то его облик как писателя и мыслителя вызывает, как правило, куда менее позитивную оценку. Слишком очевидны такие его черты, как тенденция к опрощению и упрощению, к общепонятному назиданию, к усвоению церковной доктриной народных поверий, как недоверие к языческому культурному наследию, а порой, как кажется, — и к христианскому умствованию.

Когда мы его читаем, мы попадаем в совсем иной мир по сравнению даже с самыми «средневековыми» пассажами позднего Августина. Но это означает лишь, что он был человеком совсем иного времени, чем время Августина; ориентация его мысли и творчества была адекватна запросам современников. Средневековый читатель ценил его очень высоко, не только как святого, но и как автора. Для расхожего типа складывавшейся «клерикальной» культуры Запада, для тех ее проявлений, которые наиболее непосредственно воздействовали на религиозность народа, Григорий не менее, а порой более важен, чем Августин.

Колумбан (?–585–615). Бангор, Ирландия. Прибыл ко двору бургундского короля в 585 г. Три монастыря со строгим уставом и дисциплиной. Как строгий монах он своей жизнью невольно обличал распущенность галльского клира. Обличал распущенную жизнь Теодориха, поощряемого бабкой Брунгильдой. Бежал в 610 г. в Нейстрию, Австразию, Цюрих (оставил на берегах озера св. Галла). Потом в Ломбардии основал монастырь Боббио. Расходился с римским престолом в дне празднования Пасхи. Почил в 615 г.


Вы здесь: Главная Религия Религия и религиоведение Основные понятия христианства