Основные понятия христианства — Исторические условия расцвета богословия на Западе в 12-13 вв.
- Основные понятия христианства
- Исторический контекст появления и развития христианства
- Христианская интерпретация Ветхого Завета
- Понятие Церкви в христианстве
- Церковь на Западе в 1-5 вв.
- Возвышение авторитета римского престола
- Участие Рима в борьбе с ересями
- История семи вселенских соборов
- Распространение христианства
- История разделения церквей
- Исторические условия расцвета богословия на Западе в 12-13 вв.
- Эманация
- Аристотелизм. Космология. Альберт Великий
- Еретические и предреформационные движения на Западе в эпоху классического средневековья
- Становление монашества на Западе в 4–6 вв.
Схоластика — попытка создать новый синтез философии и богословия. Сначала синоним свободных искусств. Потом — занятия философией и теологией, причем не только в спекулятивно-логическом, но и мистическом направлении. Предшественники: Храбан Мавр, Иоанн Скотт Эригена, Готшалк. Энциклопедизм, широта знаний, но и еретические взгляды.
Три периода: возникновение (11-12 вв.), расцвет (13 в.), упадок (14-15 вв.).
Иннокентий Ш (1198–1216). Триумф папства и церкви. Атмосфера созидательного духовного климата.
1) Процветание городов, корпораций ремесленников и торговцев обеспечивало материальное благосостояние, возможность развития наук и искусств.
2) Политические события способствовали накоплению знаний и расширению кругозора. Реконкиста Испании — знакомство с арабскими, еврейскими, а через них и древнегреческими авторами. Мощный центр переводов Аристотеля в Испании. Вследствие крестовых походов усилился приток греческих рукописей в Европу. Центр переводов на Сицилии. Рецепция античной философии — средний этап, после рецепции социально-государственной культуры античности, но до восприятия художественной культуры (литературы и искусства), очередь которых подошла лишь в эпоху Возрождения.
3) Событие в сфере организации науки — образование университетов. Объединивших преподавателей и учеников в один союз со своим уставом и самоуправлением (по примеру корпораций ремесленников).
Болонский университет — главенство юриспруденции, богословие с 1352 г.
Метрополия христианской науки — Парижский университет (основан в 1200). Цент философских и теологических исследований на протяжении средневековья. Возник из кафедральных школ благодаря многим факторам, в том числе престижу профессоров, вниманию королей, процветанию страны, а главное — заботе римских пап, стремившихся сделать из него форпост теологии.
Оксфордский университет, созданный по образцу Парижского, имел более эмпирическую и естественнонаучную ориентацию, но это не исключало у представителей оксфордской школы религиозных и мистических интересов.
Далее Кембридж, Падуя, Неаполь, Тулуза, Саламанка.
4) Дух христианского подвижничества ищет новые пути в нетрадиционных формах монашества — нищенствующих орденах. Св. Франциск возродил идеал Христа, одновременно созерцательно-молитвенный и активный, в котором на первом месте стояла проповедь Благой Вести. Франциск призвал к универсальному, всемирному апостольству.
Другой нищенствующий орден, орден св. Доминика, поставил иную задачу — борьбы с ересями.
5) Вера в могущество пробужденного разума, смелое обращение с авторитетом святых отцов.
6) Схоластика как ответ на волны свободомыслия: поставить оружие разума на защиту вероучения и церковных традиций.
Характерной чертой средневекового мировоззрения был всепроникающий символизм. Мир вещественный служит символом, воплощением сверхчувственного мира, ничуть не менее реального.
В доступной для верующих масс форме христианское миросозерцание преподносилось через церковное искусство. Готический стиль в архитектуре как новая форма проповеди. Готический храм отображал представления о космосе как едином целом, сложном иерархическом многоединстве, включавшем Бога и ангелов, людей и животных, звезды и растения. И в то же время это была мистическая тоска, неудержимый порыв человеческого духа ввысь, к недосягаемым вершинам духа.
Для развития средневековой мысли важную роль играло взаимодействие философии и мистики. Уже в патристическую эпоху наметилось это разделение, одновременно антагонистическое и плодотворное, между мыслителями-догматистами и мистиками-созерцателями. Св. Афанасий Великий черпал духовные силы для отстаивания догмата единосущия в Фиваиде, где господствовал дух подвижника преп. Макария Египетского. Но у святых отцов нередки случаи сочетания обоих путей познания, и сами догматические истины открывались в высших созерцаниях.
Схоластическая философия оперирует другим уровнем разума, более удаленным от мистических высот и приближенным к естественному рассудку. Схоластики пытаются осмыслить содержание веры, оставаясь в рамках разума диалектического, подчиненного законам формальной логики. «Если бы не было схоластики, европеец не научился бы абстрактно мыслить. Неизбежны столкновения тех, кто переоценивал значение рассудка, и мистиков, стремившихся оградить веру от разъедающего анализа.
Ансельм Кентерберийский (1033– 1109), «последний отец Церкви и первый схоластик. Онтологическое доказательство бытия Божия. Философия начала претендовать на толкование и объяснение истин веры.
Спор реалистов с номиналистами проходит через всю историю философии. Проблема поставлена в 3 в. Порфирием, популярным комментатором Аристотеля. Ее суть:1) Есть ли универсалии сами по себе или только в уме мыслящего субъекта, 2) существуют ли в чувственных предметах или независимо от них, 3) если существуют, то реальны ли (являются ли вещами), или только слова, условные обозначения, имена.
Номиналисты продолжали традиции циников и стоиков: универсалии суть лишь имена, не имеют реальности «ни на земле, ни на небе», не существуют вне человеческой мысли. Реально существуют только индивидуальные вещи. Универсалия есть выражение того факта, что в единичных вещах есть нечто подобное (устанавливаемое рассудком).
Главный признак реализма: признание изначального существования универсалий (платоновских идей), независимо от чувственно воспринимаемых индивидуальных вещей. Крайние реалисты. Универсалии существуют вне нашего ума, имеют духовную природу, трансцендентны чувственному миру, прообразы индивидуальных телесных вещей. Развитие взглядов Платона.
Умеренный реализм. Универсалии реальны, но совпадают с «формами чувственных вещей и потому не существуют вне чувственного мира». Это направление мысли коренилось в учении Аристотеля.
Ансельм — умеренный реалист. Отказ от пантеизма: в материи нет Божественной субстанции. Вещи не обладали реальным бытием до сотворения, но обладают вечным идеальным бытием в недрах Божественного Разума. В основе творения лежат Божественные идеи — вечное познание Богом Самого Себя. Бог-художник создает первообраз вещей. Сам Божественный Логос есть реальный первообраз сотворенных вещей. Попытка обосновать из разума основные истины религии приводила к формализации духовных реальностей, но в то же время смягчала или устраняла конфликт веры с рациональным мышлением.
Видным представителем реализма в его крайних формах был Вильгельм (Гийом) из Шампо (1070–1121). Близкий друг св. Бернарда, основатель знаменитой школы св. Виктора близ Парижа. В дальнейшем борьбу за реализм продолжали св. Бернард Клервоский (1091–1153) и «викторианцы» Гуго (1097–1141) и Ришар (умер в 1173). Влияние на реалистов Авиценны (980–1037) и Аверроэса (1126–1198).
Предшественником крайних реалистов был Иоанн Скотт Эригена (815–877).
Жил и преподавал при дворе Карла Лысого. Ввел неоплатоническую традицию. Перевел на латинский Псевдо-Дионисия Ареопагита. Ценил Максима Исповедника. Создал первую целостную средневековую философскую систему, основанную на понятии эманации. Жертвуя ради системы Откровением, он исказил христианское вероучение и был подвергнут церковному осуждению (1050, 1225).