Лекции онлайн по дисциплине коммерческое право (читать или скачать)
Коммерческое право (лекция 5) — В Гражданском кодексе РФ реклама квалифицируется
- Коммерческое право (лекция 5)
- В Гражданском кодексе РФ реклама квалифицируется
- Субъекты рекламной деятельности
- Общие требования к содержанию рекламы. Ненадлежащая реклама
- Специальные требования к рекламе
- Транзитная реклама
- Реклама алкогольных напитков, табака, табачных изделий
- Реклама деятельности по организации и проведению азартных игр
- Социальная реклама
- Ответственность за нарушение рекламного законодательства
В Гражданском кодексе РФ реклама квалифицируется как "приглашение делать оферты" (ст. 437 ГК РФ), или иногда это называют "вызов на оферту". Реклама отличается от оферты (предложения заключить договор) двумя признаками:
реклама всегда обращена к неопределенному кругу лиц;
целью рекламы не является сообщение о существенных условиях будущего договора; реклама показывает отличительные свойства товара, информирует потребителей о нем.
Рекламу нужно отличать также от "публичной оферты" (п. 2 ст. 437, ст. 494 ГК РФ), потому что последняя должна содержать все существенные условия договора розничной купли-продажи.
Закон о рекламе имеет широкую сферу действия, он распространяется на все товарные рынки Российской Федерации, а также на рынки банковских, страховых услуг, рынок ценных бумаг.
Установлены лишь два исключения из сферы действия Закона:
политическая реклама;
объявления физических лиц (в том числе в средствах массовой информации), не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Нельзя рассматривать как рекламу распространение обязательной информации, например указание коммерческими организациями своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения .
--------------------------------
См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" (п. 18).
В то же время зачастую организации злоупотребляют своим правом на распространение обязательной информации. Так, в Новосибирске акционерное общество разместило вывеску площадью 4 кв. м с неоновыми огнями. Суд счел такую "вывеску" именно коммерческой рекламой, тем более что городские правила размещения рекламной информации предусматривали, что обязательная информация может быть расположена на щите площадью не более 2 кв. м.
В любой рекламе важно определить две основные категории:
"целевая аудитория" — это круг потребителей рекламы. Например, ввиду отсутствия целевой аудитории неэффективна реклама автомобилей в метрополитене. Также исследованиями установлено, что наилучшим восприятием рекламы обладают люди в возрасте до 35 лет, следовательно, основная часть рекламной продукции ориентирована именно на них;
"эффективный охват" (effective reach) — это количество потребителей, посмотревших рекламу не менее четырех раз. Однако рекламодатели из-за конкуренции между собой вынуждены в несколько раз увеличивать эффективный охват целевой аудитории.