Лекции онлайн по дисциплине коммерческое право (читать или скачать)
Коммерческое право (лекция 5)
- Коммерческое право (лекция 5)
- В Гражданском кодексе РФ реклама квалифицируется
- Субъекты рекламной деятельности
- Общие требования к содержанию рекламы. Ненадлежащая реклама
- Специальные требования к рекламе
- Транзитная реклама
- Реклама алкогольных напитков, табака, табачных изделий
- Реклама деятельности по организации и проведению азартных игр
- Социальная реклама
- Ответственность за нарушение рекламного законодательства
Лекция 5. РЕКЛАМА
§ 1. Понятие рекламы
Термин "реклама" происходит от латинского слова "reclamare" — выкрикивать.
В нашей стране правовое регулирование рекламной деятельности долгое время отсутствовало. В СССР рекламы практически не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Например: "Летайте самолетами Аэрофлота", — но это была единственная авиакомпания. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" — выбора у потребителей не было, т.к. вся банковская система замыкалась на Госбанке.
В период перестройки в конце 80-х годов ХХ в. произошел первый рекламный бум. Единственным законом, регулирующим рекламную деятельность, был Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который ввел запрет на распространение дискредитирующей информации о конкуренте (недобросовестная конкуренция).
Затем были приняты еще несколько законов, частично относящихся к регулированию рекламы. Среди них Законы РФ "О средствах массовой информации", "О сертификации продукции и услуг" и некоторые другие.
Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы". Формирование специального рекламного законодательства завершилось принятием Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".
Современное состояние рекламного рынка в России называют "рекламный ренессанс". Самый большой объем рекламы в нашей стране был зафиксирован в 1996 г. Затем рекламный бизнес был основательно подорван кризисом 1998 г. В настоящее время наблюдается новый рекламный бум — по прогнозам Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) в ближайшем будущем оборот отечественного рекламного рынка превысит несколько миллиардов долларов США.
Однако по мировым меркам российский рекламный рынок невелик. По уровню затрат на рекламу Россия в этом году впервые обгонит Польшу. Суммарные годовые затраты на рекламу в пересчете на одного жителя России составляют 7,5 доллара США, для сравнения: в США этот показатель равен 800 долларам.
Приоритетным рекламоносителем на отечественном рынке по-прежнему является телевидение. Суммарный объем телерекламы составляет более 14 часов ежедневного вещания.
Затем по уровню популярности следуют реклама в прессе и наружная реклама. Здесь лидирует реклама услуг телефонной и сотовой связи. Новыми сегментами рекламного рынка являются Интернет и реклама в кинотеатрах. Это наиболее динамично развивающиеся и наименее емкие сферы. Ежегодно затраты рекламодателей на использование этих каналов увеличиваются на 100%. Примерно 5% рекламного рынка занимает радиореклама.
Законодательство содержит легальное определение термина "реклама" — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.
Для поддержания интереса к товару не обязательна трансляция изображения самого товара, достаточно изображения различительных элементов, напоминающих о товаре. Так, в свое время на телевидении была запрещена реклама торговой марки "Довгань" в виде демонстрации мужского портрета в овале, т.к. подобная реклама привлекает внимание потребителей именно к алкогольному напитку, производимому под этой маркой .
См. об этом: Постановление Президиума ВАС РФ от 27 мая 1997 г. N 1489/97.
- Prev
- Вперёд >>