Муниципальное право. Конспект лекций — Правовые (законодательные) основы местного самоуправления в РФ
- Муниципальное право. Конспект лекций
- Понятие и виды источников муниципального права РФ
- Предмет муниципального права РФ как отрасли права
- Понятие муниципального права РФ
- Муниципально — правовые отношения
- Правовые (законодательные) основы местного самоуправления в РФ
- Устав муниципального образования
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Понятие местного самоуправления
- Полномочия субъектов РФ
- Принципы местного самоуправления в РФ
- Понятие и виды организационных форм осуществления местного самоуправления
- Муниципальные выборы
- Организация работы представительных органов местного самоуправления
- Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления
- Местный референдум
- Правовые акты ОМС и должностных лиц местного самоуправления
- Собрания (сходы), конференции граждан
- Территориальное общественное самоуправление
- Конституционная модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Муниципальные органы в зарубежных странах
- Финансовой и экономические основы местного самоуправления РФ
- Полномочия ОМС
- Предметы ведения местного самоуправления
- Местные бюджеты
- Понятие и система гарантий прав МСУ
- Полномочия главы МСУ
- Муниципальная собственность
- Муниципальная служба
- Ответственность ОМС и должностных лиц местного самоуправления
- Пределы полномочий федеральных органов во взаимоотношениях с МСУ
Правовые (законодательные) основы местного самоуправления в РФ
Местное самоуправление осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией РФ. ФЗ № 154. другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, а также уставами соответствующих муниципальных образований.
Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ №154.
Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и ФЗ № 154, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
В случае противоречия норм муниципального права. содержащихся в законах, положениям Конституции РФ. ФЗ № 154. применяются положения Конституции РФ и ФЗ № 154.
Положения ФЗ № 154 в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Принятые в субъектах РФ, до принятия ФЗ № 154,законы о местном самоуправлении, требуют пересмотра и приведения их в соответствие с ним. Противоречащие ФЗ № 154 законы субъектов РФ о местном самоуправлении на их территории и не приведенные в соответствие с ним. не подлежат применению.
Территориальные основы местного самоуправления в РФ
Местное самоуправление осуществляется на определенной территории. Это территориальное самоуправление. В РФ местное самоуправление осуществляется на всей ее территории в городских, сельских поселениях и на других территориях.
ФЗ № 154 относит к этим территориям территории городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований.
Что касается городских поселений, то к ним в РФ относятся города и поселки городского типа. К первым относятся-, города федерального значения (их всего два -Москва и Санкт-Петербург); города республиканского, областного, краевого и окружного (автономного округа) значения; и города районного значения. Российское законодательство не предусматривает какого-либо исключения для тех или иных типов городов, на территории которых их население вправе осуществлять местное самоуправление (это касается и городов федерального значения).
К поселкам городского типа относятся рабочие поселки, курортные поселки и дачные поселки.
К сельским поселениям на территории РФ относятся: сельские районы, сельсоветы, сельские поселки, села, деревни, станицы, хутора, аулы и т.п.
Как видно из приведенного перечня территорий, местное самоуправление в РФ осуществляется, прежде всего, в пределах определенных административно-территориальных единиц, которые образуют территориальное устройство каждого из субъектов РФ и относятся к компетенции последних.
Однако, территориальные основы местного самоуправления не всегда могут совпадать с административно-территориальными единицами. Оно может осуществляться и на территориях, не являющихся таковыми: округ (район) в городе: село; деревня; станица и др.
Гщс раз подчеркнем, что в принципе местное самоуправление в РФ может осуществляться на любой части территории России. При этом, население городскою, сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
Вместе с тем, в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях в РФ, однако, только на основании соответствующих федеральных законов. Этими
территориями могут быть приграничные территории, военные городки, закрытые административно-территориальные образования.
Субъекты РФ своими решениями не могут исключать какие-либо территории и право их населения на создание муниципальных образований и осуществление в них местного самоуправления, тем более без учета мнения населения этих территорий. В противном случае это бы противоречило Конституции РФ и Федеральному закону № 154.
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.