Муниципальное право. Конспект лекций — Муниципальные органы в зарубежных странах
- Муниципальное право. Конспект лекций
- Понятие и виды источников муниципального права РФ
- Предмет муниципального права РФ как отрасли права
- Понятие муниципального права РФ
- Муниципально — правовые отношения
- Правовые (законодательные) основы местного самоуправления в РФ
- Устав муниципального образования
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Понятие местного самоуправления
- Полномочия субъектов РФ
- Принципы местного самоуправления в РФ
- Понятие и виды организационных форм осуществления местного самоуправления
- Муниципальные выборы
- Организация работы представительных органов местного самоуправления
- Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления
- Местный референдум
- Правовые акты ОМС и должностных лиц местного самоуправления
- Собрания (сходы), конференции граждан
- Территориальное общественное самоуправление
- Конституционная модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Муниципальные органы в зарубежных странах
- Финансовой и экономические основы местного самоуправления РФ
- Полномочия ОМС
- Предметы ведения местного самоуправления
- Местные бюджеты
- Понятие и система гарантий прав МСУ
- Полномочия главы МСУ
- Муниципальная собственность
- Муниципальная служба
- Ответственность ОМС и должностных лиц местного самоуправления
- Пределы полномочий федеральных органов во взаимоотношениях с МСУ
Муниципальные органы в зарубежных странах
Международно-правовые стандарты и практика зарубежных стран, касающиеся компетенции муниципальных органов
Вопросы компетенции (полномочий) органов местного самоуправления занимают важное место в правовом регулировании и практике деятельности зарубежных стран.
Применительно к Европе общие положения и стандарты в данной области достаточно четко и полно сформулированы в Европейской Хартии местного самоуправления. Так. в преамбуле Хартии указывается, что органы местного самоуправления должны иметь “широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимых для этого средств”.
В статье 4 Хартии вопросы компетенции детализируются следующим образом:
- основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Однако это положение не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий (п.1);
- органы местного самоуправления, в пределах установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти (п.2);
- предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть оспорены или ограни-чены иным органом власти, центральным или региональным, только в пределах, установленных законом (п.4). Эти и другие положения данного международно-правового акта являются обязательными для соблюдения странами, подписавшими его.
В различных зарубежных странах полномочия местных органов обычно закрепляются специальными законами, а также законами, регулирующими отдельные отрасли государственного управления. В самом общем виде они могут устанавливаться и в конституциях. В федеративных государствах полномочия (компетенция) местных органов чаще всего регулируются актами субъектов федерации. В англосаксонских странах, в первую очередь в Великобритании, важным источником компетенции местных органов являются судебные прецеденты, во многом конкретизирующие компетенцию местных органов, устанавливаемую парламентскими актами.