Муниципальное право. Конспект лекций — Понятие и система гарантий прав МСУ
- Муниципальное право. Конспект лекций
- Понятие и виды источников муниципального права РФ
- Предмет муниципального права РФ как отрасли права
- Понятие муниципального права РФ
- Муниципально — правовые отношения
- Правовые (законодательные) основы местного самоуправления в РФ
- Устав муниципального образования
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Понятие местного самоуправления
- Полномочия субъектов РФ
- Принципы местного самоуправления в РФ
- Понятие и виды организационных форм осуществления местного самоуправления
- Муниципальные выборы
- Организация работы представительных органов местного самоуправления
- Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления
- Местный референдум
- Правовые акты ОМС и должностных лиц местного самоуправления
- Собрания (сходы), конференции граждан
- Территориальное общественное самоуправление
- Конституционная модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Муниципальные органы в зарубежных странах
- Финансовой и экономические основы местного самоуправления РФ
- Полномочия ОМС
- Предметы ведения местного самоуправления
- Местные бюджеты
- Понятие и система гарантий прав МСУ
- Полномочия главы МСУ
- Муниципальная собственность
- Муниципальная служба
- Ответственность ОМС и должностных лиц местного самоуправления
- Пределы полномочий федеральных органов во взаимоотношениях с МСУ
Понятие и система гарантий прав МСУ
В ныне действующей Конституции РФ закреплен целый ряд конституционных гарантий местного самоуправления. Прежде всего, общая конституционная гарантия самостоятельности местного самоуправления закреплена в статье 12, где сказано, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Это подкрепляется тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В статье 131 Конституции РФ сформулированы две важных гарантий:
первая — структура ОМС определяется населением самостоятельно (организационная гарантия);
вторая — изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (территориальная гарантия).
Три фундаментальных гарантии закреплены в статье 133 Конституции РФ, в которой записано, что местное самоуправление в РФ гарантируется:
- правом на судебную защиту;
- правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Более детальное формулирование и закрепление правовых и организационных гарантий местного самоуправления предусматривается в ФЗ № 154 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, причем не только в специальной главе VI, но и в некоторых других статьях данного закона. Так, в статье 46 детализирована конституционная гарантия, предусматривающая судебную защиту местного самоуправления: граждане, проживающие на территории муниципального образования, ОМС и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, ОМС и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Представляется, что суд в этом случае вправе приостановить обжалуемый акт до рассмотрения иска по существу.
Одной из важных гарантий местного самоуправления, сформулированной в статье 44, является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений ОМС и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, для исполнения всеми, расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также ОМС и гражданами.
Решения ОМС и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан,
решений ОМС и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законом.
ФЗ № 154 закрепляет обязательность рассмотрения обращений ОМС и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти. государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, которым эти обращения адресованы (статья 45).
Наконец, в статье 43 ФЗ ^ 154 воспроизводится одна из конституционных гарантий местного самоуправления -запрет на ограничение прав местного самоуправления.
Таковы основные организационные и правовые гарантии местного самоуправления в РФ.