Муниципальное право. Конспект лекций — Конституционная модель
- Муниципальное право. Конспект лекций
- Понятие и виды источников муниципального права РФ
- Предмет муниципального права РФ как отрасли права
- Понятие муниципального права РФ
- Муниципально — правовые отношения
- Правовые (законодательные) основы местного самоуправления в РФ
- Устав муниципального образования
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Понятие местного самоуправления
- Полномочия субъектов РФ
- Принципы местного самоуправления в РФ
- Понятие и виды организационных форм осуществления местного самоуправления
- Муниципальные выборы
- Организация работы представительных органов местного самоуправления
- Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления
- Местный референдум
- Правовые акты ОМС и должностных лиц местного самоуправления
- Собрания (сходы), конференции граждан
- Территориальное общественное самоуправление
- Конституционная модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Муниципальные органы в зарубежных странах
- Финансовой и экономические основы местного самоуправления РФ
- Полномочия ОМС
- Предметы ведения местного самоуправления
- Местные бюджеты
- Понятие и система гарантий прав МСУ
- Полномочия главы МСУ
- Муниципальная собственность
- Муниципальная служба
- Ответственность ОМС и должностных лиц местного самоуправления
- Пределы полномочий федеральных органов во взаимоотношениях с МСУ
Конституционная модель
Конституционно-правовые основы
Действующие Конституция РФ и федеральные законы определяют статус местного самоуправления как относительно самостоятельной системы управления в рамках отдельных муниципальных образований по решению вопросов местного значения, системы, органы которой (то есть органы местного самоуправления) не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).
’. В соответствии с конституционными нормами в РФ не только признается местное (муниципальное) самоуправление, муниципальная собственность, в том числе и на землю, финансовая и бюджетная самостоятельность ОМС, но и обеспечивается их защищенность и гарантированность.
Это полностью сообразуется с проводимой в нашей стране политикой в области местного самоуправления, а также с международно-правовыми стандартами, сформулированными в Европейской Хартии местного самоуправления.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 6 марта 1997 года “Порядок во власти — порядок в стране” подчеркивается, что “всемерное содействие муниципальному .уровню власти, прежде всего завершение формирования экономической базы местного самоуправления, его правовая защита, является не только конституционной обязанностью государства, но и важнейшей политической задачей... Отношение к местному самоуправлению как к чему-то второстепенному означает полное непонимание его общегосударственного значения...”
Отмечая конституционные основы самостоятельности местного самоуправления, вместе с тем необходимо иметь в виду, что органы местного самоуправления и органы государственной власти являются важнейшей формой осуществления народовластия в нашей стране (ст.З Конституций РФ). Отсюда ни о каком абсолютном разделении государственной власти и муниципальной
власти, ОМС и органов государственной власти, их автономности и полной независимости друг от друга, а тем более их противопоставлении, не может быть и речи. И то, и другое — составные части, элементы единого конституционного (но не государственного) механизма.
Еще в более раннем своем Послании Федеральному Собранию (1994 г.) “Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)”, Президент РФ, подчеркивая самостоятельность местного самоуправления, его органов, вместе с тем отметил, что “это не означает, что государство может полностью отстраниться от правового регулирования структуры, функций и полномочий местного самоуправления. Нельзя не учитывать, что это не только сфера самоорганизации жителей, но и специфический уровень власти”.’