Лекция по террологии
- Лекция по террологии
- Причины терроризма
- Терроризм и политический экстремизм
- Политика и терроризм
- Терроризм: понятие и сущность
- Формы и методы терроризма
- Разновидности терроризма
- Социальные истоки терроризма
- Цели и задачи терроризма
- Объекты террористической деятельности
- Методы террористической деятельности
- Основные силы и средства
- Террористические организации в современном мире
- Структура организаций
- Левый терроризм.
- Ультраправый терроризм
- Националистический терроризм
- Религиозный терроризм
- Новые виды терроризма
- Экологический терроризм
- Информационный терроризм
- Психологический портрет террориста
- Женский терроризм: причины и особенности
- Качества, свойственные лидеру террористов
- Глобальная война с терроризмом и международный терроризм
- Проблемы борьбы с терроризмом
- Транснациональный характер современного терроризма
- Блокирование террористических организаций
Терроризм: понятие и сущность
Понятие и основные подходы к определению терроризма. Современные трактовки терроризма. Идеологическая доктрина терроризма. Проявления терроризма в современном мире. Международно-правовые нормы в отношении терроризма. Цели, средства и методы терроризма. Разновидности терроризма и основные критерии его классификации. Типология терроризма.
Важность определения сущности терроризма, сути этого явления, его структурных элементов как преступного деяния, обусловлена необходимостью выработки самостоятельного понятия терроризма. Отметим, что исследователи проблем терроризма в течение длительного времени предпринимают попытки дать точное понятие определения его сущности. Однако ни одно из них не стало общепринятым из-за сложности исследований в данном направлении, а также в связи с возникающими дополнительными трудностями. К таким трудностям, можно отнести то обстоятельство, что терроризм как явление исследовался в разных аспектах — философском, политическом, психологическом, правовом и т.д., и каждый исследователь рассматривал это явление со своей точки зрения, давая понятию "терроризм" собственную интерпретацию.
Терроризм определяют следующим образом:
· как стратегию действий, основанную на принципах насилия, репрессий, физического уничтожения;
· устращиванье, устрашенье смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства (словарь Даля);
· политика и практики террора (словарь Ожегова);
· политика и практика террора, направленная как непосредственно на противника, так и, в большей степени, опосредованно, то есть путем террора над не участвующими в конфликте группами населения с целью вызвать их апелляцию к противнику, имеющую целью прекращение по отношению к ним террора ценой удовлетворения требований террористов;
· метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия (энциклопедия КММ);
· наиболее опасный способ политической дестабилизации общества;
· наиболее общественно-опасное из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством;
· экзистенциальный протест против формально-юридических отношений, выражающийся в прямом действии против "сторонников системы", коренящийся в недрах традиционного общества;
· сознательное использование нелегитимного насилия со стороны группы людей или индивидуума, для достижения определенных целей, заведомо недостижимых легитимным путем.
Из всех определений можно сделать вывод, что основной и содержательной стороной терроризма выступает устрашение политических или иных противников, применение или угроза применения насилия. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны является центральной особенностью насильственного давления, называемого терроризмом.
Можно ли говорить об идеологии терроризма? Ответов на этот вопрос существует множество. Рассмотрим основные из них.
Существует мнение, что террористы используют идеологию лишь для оправдания уже совершенных террористических актов. Подтверждением этому служит то, что многих террористов не волнует идеология, они не имеют четкие и построенные планы и цели, одним словом действуют импульсивно, а не разумно. «Новое поколение террористов нередко состоит из молодежи, не задумывающейся об идейных мотивах своего поведения и примкнувшей к террористической деятельности из любопытства, по случайному увлечению»
Иногда идеология выступает лишь обрамлением террористических групп. В таком качестве идеи изменяются, забываются первоначальные цели. В данном случае идеология изменяется в зависимости от среды, в которой она существует.
Все-таки существуют террористические организации, деятельность которых основывается на мировоззренческом начале, не подверженных периодическому изменению. В большинстве своем именно эти организации интересуют исследователей идеологий терроризма.
В террористических группах обладающих идеологией наиболее сильные идеи — это идеи почвы и крови, поскольку они самые древние и волнующие. «Член ИРА, палестинец, франко-канадец, моллуканец или баск, корсиканский автономист или тирольский сепаратист могут понятно выразить свои мотивы», — писал Функе. Можно сделать вывод, что самые идеологически обоснованные действия у националистических и сепаратистских террористических группировок, что делает их уничтожение гораздо более трудно выполнимой задачей.
Основой идеологических доктрин терроризма выступает экстремизм радикально-революционного и радикально-консервативного характера. К такому мнению пришло множество исследователей данной проблемы. Именно экстремизм, питая терроризм идейно и духовно, содействует его развитию. Однако неверно утверждать, что терроризм выступает социальной практикой экстремизма, у него имеется своя социальная практика. Отличие этой практики от террористической деятельности состоит в том, что террорист доводит до завершения свое дело, а экстремист останавливает на середине. «Там, где экстремист швыряет камни, террорист начинает кидать бомбы. Там, где экстремист блокирует улицы, железнодорожные линии, автострады и взлетно-посадочные полосы, террорист берет заложников. Там, где экстремист угрожает смертью, террорист сеет смерть». Таким образом, экстремизм появляется из крайностей восприятия жизни общества, а терроризм происходит из крайностей экстремизма.
Имеется склонность смешивать терроризм с радикализмом. Необходимо провести четкую грань между этими понятиями. Радикализм можно определить как стремление к коренным и решительным мерам. «Радикал воплощает высокую степень интенсивности критики системы, однако, не приводит свои аргументы в виде выстрелов... не участвует практически в политической борьбе… Его отношение с народом пробивается через «стенки» книг», — М. Функе. Таким образом, радикализм как социальная позиция не имеет ничего общего с терроризмом.
Подводя итог вышеизложенному, идеологию терроризма можно определить как совокупность крайне радикальных идейных установок, являющихся теоретическим обоснованием применения насилия различными способами, на нелегитимной основе для достижения политических целей террористических организаций.
Обращение к идеологии необходимо потому, что помогает раскрыть некоторые необъяснимые с иных позиций явления, например, такие бесчеловечные, как ликующе радостная реакция палестинских детей на террористические акты в США. Ведь не случайно в докладе Ермекбаева П.А. (начальника военно-научного центра Министерства обороны РК) «Меры по предотвращению терроризма и сотрудничество с международными организациями» он утверждает, первое, что необходимо сделать для предотвращения терроризма — пресечь распространение его идеологии.
Террористическая идеология может быть присуща различным участникам политических отношений: государствам, партиям, общественно-политическим движениям, организациям, группам. В наиболее общем плане к основным видам такого рода идеологии относятся идеология неоколониализма и внешнеполитической экспансии, неофашистская и ультрареволюционная идеологии, радикальная националистическая и расистская идеологии и др. Идейно-политические обоснования использования террора как метода политической борьбы и основные установки по его применению содержатся, как показывает современная теория и практика терроризма, либо в более общих идеологических концепциях тех или иных участников политических отношений (политических движений, партий и т. п.), либо в собственно террористических теориях (например, концепция "городских партизан").
Повышенная общественная опасность терроризма обусловливает признание основных его проявлений международным сообществом и законодательством многих стран противоправными, преступными деяниями. Терроризм как явление в целом подвергся острой негативной оценке еще со стороны Лиги Наций; в последующем он осужден в ряде резолюций и других актов Генеральной ассамблеи (ГА)
ООН. В докладе Комитета экспертов Лиги Наций и принятой на его основе конвенции "О предупреждении и наказании терроризма" от 16 октября 1937 года указывалось, что терроризм является "преступным действием, направленным против государств, цель и характер которого состоит в том, чтобы вызвать ужас среди определенных лиц или среди населения". В последующем, особенно в 70-е годы, был принят ряд резолюций ГА ООН и заключен ряд международных договоров об осуждении терроризма и борьбе с отдельными его формами. Например, Конвенция о борьбе и наказаниях похитителей воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 года), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (1973 год), Международная конвенция по борьбе с захватом заложников (1979 год), конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против морского судоходства (1988 год) и др.
В Заключительном акте Мадридской встречи стран-участниц СБСЕ (1980 год) отмечалось, что государства-участники осуждают терроризм, в том числе терроризм в международных отношениях, ставящий под угрозу или отнимающий жизнь совершенно невинных людей или иным образом подвергающий опасности права человека и его основные свободы, и подчеркивают необходимость принять решительные меры для борьбы с ним. На Венской встрече государств-участников СБСЕ (1989 год) был принят документ, в котором осуждаются как преступления все акты, методы и практика терроризма, независимо от того, где и кем они совершены.