Лекция по террологии
- Лекция по террологии
- Причины терроризма
- Терроризм и политический экстремизм
- Политика и терроризм
- Терроризм: понятие и сущность
- Формы и методы терроризма
- Разновидности терроризма
- Социальные истоки терроризма
- Цели и задачи терроризма
- Объекты террористической деятельности
- Методы террористической деятельности
- Основные силы и средства
- Террористические организации в современном мире
- Структура организаций
- Левый терроризм.
- Ультраправый терроризм
- Националистический терроризм
- Религиозный терроризм
- Новые виды терроризма
- Экологический терроризм
- Информационный терроризм
- Психологический портрет террориста
- Женский терроризм: причины и особенности
- Качества, свойственные лидеру террористов
- Глобальная война с терроризмом и международный терроризм
- Проблемы борьбы с терроризмом
- Транснациональный характер современного терроризма
- Блокирование террористических организаций
Глобальная война с терроризмом и международный терроризм
Понятие и сущность международного терроризма. Экстремизм и терроризм как глобальные проблемы международной безопасности. Политическая опасность международного терроризма. международно-правовая противоправность терроризма. Субъекты и объекты международного терроризма. Изменение политики США после событий 11 сентября 2001 года и глобальная война с терроризмом
Международный терроризм по содержанию и основным формам проявления является столь же сложным социально-политическим явлением, как и терроризм в целом, причем его общественная опасность на протяжении последних десятилетий неуклонно возрастает. Отражением сложности этого вида терроризма является большое количество определений международного терроризма и их противоречивость. А свидетельством опасности его для общества могут служить длительные и настойчивые попытки различных государств и международного сообщества выработать действенные меры борьбы с ним.
В подходе многих государств, политиков и ученых к толкованию данного вида терроризма нередко достаточно отчетливо прослеживаются противоположные оценки тех или иных реалий современной международной жизни, а также трудность однозначной квалификации различных проявлений политической борьбы как международных преступлений террористического характера. Например, в 1973 году США внесли в Специальный комитет ООН по международному терроризму такое определение последнего, в котором к нему относились противозаконные акты, предпринимаемые иностранцами или против иностранцев и влекущие за собой международные последствия. В предложении Великобритании к международному терроризму были отнесены "такие действия отдельных лиц или групп людей, которые при любых обстоятельствах являются недопустимыми, например, если эти действия затрагивают невинных лиц, то есть лиц, не имеющих отношения к цели террористических актов".
Наряду с указанными выше и иными аналогичными определениями, которые допускают крайне широкое понимание международного терроризма и могут быть основанием для отнесения к нему различных — в том числе и не противоправных — действий, сопряженных с применением насилия, но не входящих в сферу терроризма, в практике выработки единого международного подхода к рассматриваемому явлению имеют место и варианты, достаточно близкие к оптимальному. Так, Венесуэлой предложена следующая формулировка международного терроризма: "Любая угроза насилия или акт насилия, подвергающие опасности жизнь невинных людей или вызывающие их гибель, или подвергающие риску основные свободы, совершаемые одним лицом или группой лиц на иностранной территории, в открытом море или на борту самолета, находящегося в полете в воздушном пространстве над открытым или свободным морями, в целях насаждения террора или достижения какой-либо политической цели".
В развитии представлений о международном терроризме значительное место занимает распространившаяся в 70-е годы в западной политологии, в науке международного права тенденция расширительного толкования этого явления за счет включения в него различных форм политического насилия, относящегося либо к государственному терроризму, либо к различным видам войн (гражданские войны, интервенция, малые войны и т. п.), что к терроризму вовсе не имеет отношения, либо к национально-освободительной борьбе народов колониальных и зависимых стран.
Оценка последнего из указанных проявлений политического насилия как разновидности международного терроризма в первую очередь преследует чисто политические цели оправдания теми или иными государствами их колониальных, захватнических и экспансионистских устремлений и создания международно-правовой основы для сохранения ими режима подавления национально-освободительных сил, непризнания освободительных движений как представителей наций, борющихся за независимость, принятия санкций в отношении стран, поддерживающих такие движения. Один из ярких примеров: некоторые западные государства объявили Организацию освобождения Палестины (ООП) террористической и отказались признать ее представителем народа Палестины.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в ходе развития сложного и противоречивого процесса национально-освободительной борьбы на Ближнем Востоке и в других регионах мира отнюдь не редки случаи появления групп и организаций, претендующих на представительство на международной арене от имени нации или народа, как правило, не пользующихся широкой поддержкой с их стороны и использующих террор в качестве главного метода своей борьбы.
При всем разнообразии существующих в международно-правовой теории и практике понятий международного терроризма в настоящее время существует общее мнение о том, что рассматриваемое явление представляет собой одну из разновидностей терроризма как социально-политического явления более широкого масштаба. Естественно, как часть терроризма вообще международный терроризм характеризуется присущими ему общими свойствами (применение насилия, политическая направленность, использование принуждения и устрашения и др.). Вместе с тем международный терроризм обладает и рядом признаков, свойственных именно этому виду терроризма. К числу их следует отнести, прежде всего, следующие.
1. Международно-политическая опасность данного вида терроризма, выражающаяся в том, что наибольшую угрозу он представляет:
o для международного правопорядка и межгосударственных отношений;
o для международной безопасности и международный интересов государств.
Это объясняется тем, что акции международного терроризма, независимо от того, в какой форме они совершены (убийство государственных чиновников и обычных граждан; захват заложников; захват и угон транспортных средств и др.), всегда наносят ущерб — или иным образом затрагивают интересы — нескольким, по крайней мере, двум, государствам (например, состояние их политических отношений, Возможности разрешения тех или иных международных проблем и т. п.). В связи с этим предупреждение или пресечение такого рода террористических актов обусловливает необходимость сотрудничества государств в защите их общих интересов. Сказанное выше не исключает, конечно, того, что международный терроризм представляет угрозу и для внутренней безопасности тех или иных государств. В зависимости от характера совершаемых террористических акций данный вид терроризма может весьма серьезно затрагивать и внутриполитические интересы отдельных стран, политических организаций. Например, убийство руководящего государственного деятеля во время визита его в другую страну помимо опасности осложнения межгосударственных отношений двух соответствующих государств при определенных условиях может очень серьезно осложнить внутриполитическую обстановку в его собственной стране. Сотрудничество государств в защите их общих интересов от акций международного терроризма, естественно, способствует предотвращению нанесения ущерба и для каждого из них в отдельности.
2. Международно-правовая противоправность международного терроризма, состоящая в признании его акций международными преступлениями. К настоящему времени на уровне мирового сообщества, а также на региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Достаточно упомянуть о таких актах, как:
o Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);
o Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);
o Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);
o Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);
o Конвенция б борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);
o Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год) и др.
Близкие Подходы к пониманию международного терроризма содержатся и в ряде региональных соглашений (например, в Европейской конвенции о борьбе с терроризмом 1977 года, в Конвенции Организации американских государств 1971 года о предупреждений и наказании за совершение актов терроризма и др.), а также в национальном законодательстве некоторых государств. Например, в Акте о борьбе с международным терроризмом, принятом конгрессом США в 1977 году, к этому виду преступлений отнесен "любой противоправный акт, В результате которого наступила смерть, причинен физический ущерб любому лицу или насильственно лишено свободы любое лицо, либо его результатом явилось насильственное разрушение собственности, или покушение, или реальней угрозе совершения любого такого акта".
3. Главный субъект международного терроризма — террористические группы или организации. Ими являются устойчивые объединения физических лиц, которые для достижения своих целей избрали методы террора. Формально такие структуры не находятся на службе у тех или иных государств, а последние не оказывают им официальной политической или моральной поддержки. Террористические группы и организации, выступающие как субъекты международного терроризма, организационно и политически могут быть самостоятельными либо выступать в качестве составной части других организаций или движений. Чаще всего они входят в политические экстремистские движения правой и левей ориентации) националистического или религиозно-политического толка в структуры организованной преступности (например, наркомафии), другие преступные формирования. В последние два десятилетия среди субъектов международного терроризма все большее место принадлежит международным террористическим организациям, которые непрестанно осуществляют свою деятельность на территории ряда государств, порой располагая на ней достаточно развитой инфраструктурой (органы управления, лагери для подготовки боевиков, лаборатории для изготовления средств террористической деятельности и т. п.). К структурам такого типа могут быть отнесены исламская организация "Братья-мусульмане", "Армянская секретная армия освобождения Армении", Фундаменталистская мусульманская организация "Хезболлах" и др.
4. Сотрудничество террористических групп и организаций, близких по политической направленности их деятельности, в подготовке и осуществлении актов международного терроризма. Транснациональный характер рассматриваемой разновидности терроризма предполагает установление и поддержание различного рода связей (политических, организационных, финансово-материальных, оперативных) между террористическими структурами разных государств. Это обусловливается совпадением идейно-политических установок экстремистских организаций, существующих в различных регионах мира, и диктуется потребностью этих организаций в получении той или иной помощи и поддержки со стороны зарубежных террористических структур. Как показывает практика экстремистской деятельности таких террористических организаций, как "Прямое действие", "Красные бригады", "Фракция Красной Армии", ряда исламских организаций и других, взаимная помощь близких по своим установкам структур чаще всего касается предоставления документов прикрытия, каналов проникновения в страну, избранную в качестве поля для проведения террористических акций, обмена информацией, организации укрытия террористов после совершения теракций и т. д. Для политического противоборства различных сил на международной арене в современных условиях характерно обращение отдельных государств в борьбе с их внешнеполитическими противниками к использованию международных террористических организаций той или иной направленности. В тех случаях, когда такие факты существуют и доказаны, государство, поддерживающее или инспирирующее акции международного терроризма и его организации, в соответствии с международным правом подвергается осуждению мировым " сообществом за нарушение международной безопасности и к нему, как показывает практика последних лет, могут быть применены политические, экономические и иные санкции.
Анализ тенденций международного терроризма показывает, что данное явление становится геополитическим вызовом всему мировому сообществу и цивилизации. Эскалация действий международного терроризма и транснационалистических криминальных организаций, как это признано в документах ООН (Доклад Генерального секретаря ООН на проходящей в октябре-ноябре 2001 г. 56-й сессии ООН), особенно в странах Центральной Азии (Афганистане), направлены на создание в регионе религиозно-фундаменталистического государства, что может привести к коренному изменению геополитической обстановки в мире и непредсказуемыми крайне неблагоприятными политическими и криминогенными последствиями.