Лекция по террологии
- Лекция по террологии
- Причины терроризма
- Терроризм и политический экстремизм
- Политика и терроризм
- Терроризм: понятие и сущность
- Формы и методы терроризма
- Разновидности терроризма
- Социальные истоки терроризма
- Цели и задачи терроризма
- Объекты террористической деятельности
- Методы террористической деятельности
- Основные силы и средства
- Террористические организации в современном мире
- Структура организаций
- Левый терроризм.
- Ультраправый терроризм
- Националистический терроризм
- Религиозный терроризм
- Новые виды терроризма
- Экологический терроризм
- Информационный терроризм
- Психологический портрет террориста
- Женский терроризм: причины и особенности
- Качества, свойственные лидеру террористов
- Глобальная война с терроризмом и международный терроризм
- Проблемы борьбы с терроризмом
- Транснациональный характер современного терроризма
- Блокирование террористических организаций
Психологический портрет террориста
Психологические методы исследования личности террориста. Социальный фон и основные факторы, влияющие на формирование соответствующего типа личности. Причины и мотивация девиантного поведения и теории, их объясняющие. Психологические особенности личности террориста. Психобиографические факторы, поведенческие реакции, внешний вид, манера вести себя, стремление к демонстративности как проявления отклоняющегося поведения.
Причины терроризма, как и любой формы политического насилия, включают этнические, религиозные и идеологические конфликты, бедность, напряжения модернизации, политическую несправедливость, недостаток мирных каналов коммуникаций, традиции насилия, существование революционных групп, слабость правительства, эрозию доверия режиму и глубокие разногласия среди элит.
Для того, чтобы своевременно реагировать на потенциальные угрозы терроризма, предотвращать появление любых террористических представлений, необходимо четкое представление о социальных параметрах данного явления.
Большинство людей думает, что терроризм является порождением бедности, следствием воспитания в неполных семьях, невежества, социальной и половой незрелости, отсутствия связи с семьей или низкой профессиональной ответственности, слабоумия или различных психопатологий.
Ряд современных исследований убедительно доказывает, что эти общепринятые представления не всегда соответствуют действительности. В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на результатах исследования американского специалиста Марка Сэйджмена.
Марк Сэйджмен (Marc Sageman) официально работал от ЦРУ в Афганистане в 1987-89 гг., а затем, выйдя в отставку, как судебный психиатр обрабатывал биографические данные террористов для выявления закономерностей в их преступных действиях. После событий 11 сентября 2001 года он предложил свои оценки действий террористов, создающих свои подпольные сети во многих других странах, более широкой аудитории. Его взгляды изложены в книге "Understanding Terror Networks", опубликованной Университетом штата Пенсильвания [1].
В основу данного исследования были положены биографические данные 400 подсудимых, осужденных американским судом за террористическую деятельность или участие в подготовке терактов. В основу социальной матрицы американского исследователя положены оценки об "Аль-Кайде" как радикальном исламистском социальном движении. Это — яркий пример глобального терроризма. Другие террористические движения, по его мнению, были и остаются более националистическими и менее глобально ориентированными.
Социальный портрет террориста по данным М. Сэйджмена выглядит следующим образом: Так, три четверти террористов — это выходцы из рядов "среднего класса" и высших слоев общества. Подавляющее большинство террористов или 90% — это представители благополучных, полных семей. 63% закончили колледжи, что говорит само за себя при сравнении со средними показателями в 5-6%, характерными для учащейся молодежи стран "третьего мира". То есть, террористы — это лучшие и наиболее способные представители своего общества в различных сферах жизни.
Члены "Аль-Кайды" вступают в ряды "бойцов Джихада", в среднем, в возрасте 26 лет. Три четвертых из них — это профессионалы или полупрофессионалы (завершающие обучение). Среди них инженеры, архитекторы, ученые и т.п. Очень немногие из террористов имеют гуманитарное образование. И что наиболее удивительно — очень мало тех, кто получил религиозное образование. Также незначительно количество террористов с профессиональным военным образованием.
Современные террористы отнюдь не сироты или социально безответственные люди, ущемленные в карьерном росте или бизнесе — 73% женаты, подавляющее большинство имеют детей. Если и есть неженатые террористы, то это те, кто слишком молод для брака. Всего лишь 13% посещали религиозные школы.
Что касается психических отклонений среди фокус-группы в 400 человек, то лишь у четырех их них были отмечены некоторые намеки на неадекватное поведение. Это весьма низкие показатели, если их сравнивать по международной шкале соотношения количества психических аномалий к числу нормальных людей в мире.
Поэтому, в целом, современные террористы — это весьма психически здоровые люди по сравнению с большинством населения. По замечанию г-на Сэйджмена немногие люди с психическими отклонениями привлекаются в террористические группы, поскольку с асоциальными типами редко кто долго общается для установления прочных связей.
К моменту вступления в "войну с неверными" (джихад), террористы не были слишком религиозны. Они стали такими, как только вступили в эту войну. 70% из 400 человек проживали в иной стране, а не в той, где выросли.
Из стран проживания террористов до вступления в джихад исследователь отмечает Египет, Саудовскую Аравию, Марокко и Францию. К тому времени 80% из них так или иначе были выключены из активной экономической и социальной жизни своих стран. Перед вступлением в борьбу 67% из них уже имели дружеские отношения с опытными участниками джихада или входили в состав компаний друзей, коллективно его поддерживавших.
Остальные 20% имели просто очень хорошие — прямые и близкие — отношения с семьями бойцов "армии джихада".
Таким образом, 88% террористов имели дружеские/семейные связи с "рядовыми" организаторами джихада, а остальные 12% являлись "учениками" лидеров джихада.
Между тем, это не все отличительные характеристики социального портрета террориста. Современные террористы мобильны в выборе местожительства, поскольку как самых умных и одаренных их чаще всего посылают учиться за рубеж. Это выходцы из умеренно религиозных семей, где о них заботятся близкие.
Новый тип террориста отлично владеет компьютерными технологиями. Многие американцы не знают арабского языка, а террористы — говорят или понимают 3-6 иностранных языков и наречий, в том числе, по 2-3 западных языка — немецкий, французский и английский. Если террористов охватывает тоска по родине, то они стремятся найти соотечественников в мечетях. Они путешествуют по странам и посещают там мечети, не потому что они религиозны, а для общения с себе подобными и в поисках друзей. В качестве прикрытия исламисты умело используют международные гуманитарные и культурные организации.
Террористы вместе переезжают в новое жилье, которое они чаще всего арендуют. Это не из-за отсутствия средств, а для совместного питания по определенной предписанной Кораном диете (halal). По мнению некоторых экспертов по терроризму, такие неприметные законы питания сплачивают группу, где террористам легче соблюдать все требования мусульманской диеты.
Большинство террористов (по данным И.Б. Линдера и С.А. Титкова) составляют мужчины, хотя много и женщин, роль которых в террористических организациях очень высока. Такие террористические организации, как Ирландская революционная армия, Красные бригады, латиноамериканские группы и т.д., активно используют женщин в агентурных и боевых целях.
И.В. Линдер и С.А. Титков приводят некоторые интересные сведения о личности террориста. Они считают доказанным, что большая часть террористов — люди, обделенные в детстве материнским вниманием. У них очень часто встречаются заболевания среднего уха. Есть определенные закономерности: недостаточное развитие, детский травматизм, врожденные заболевания. Часть из них люди с ярко выраженным дефектом личности, многие же — абсолютно адекватные, хорошо закамуфлированные люди с актерскими данными. Есть такие, которые «больны» сверхидеей и осознанно идут на совершение террористического акта, прекрасно осознавая все его последствия для себя. Указанные авторы акцентируют внимание на том, что среди террористов много лиц, которые в детстве, молодости подвергались унижениям, не могли самоутвердиться.
Знание психологических особенностей современного террориста позволяет построить соответствующую модель его поведения. Это и внешний облик, и манера держаться, и речь, а также все поведенческие реакции, которые могут быть отнесены к разряду отклоняющегося поведения. Здесь речь идет о проявлениях неадекватности ситуации, повышенной настороженности, необоснованной нервозности и напряженности, признаках лживого поведения. Перечисленное является не прямым указанием на причастность личности к террористической деятельности, но однозначно является подозрительными признаками, на которые следует обращать особое внимание работникам соответствующих служб.
И еще один важный момент — необходимо учитывать, что террористы часто нуждаются в огласке своих действий по той причине, что в реакциях средств массовой информации, политических и государственных деятелей и других людей они, видят свое признание и подтверждение своей исключительности. Средства массовой информации должны проводить очень взвешенную политику в освещении подобного рода событий, не создавая повода для самолюбования террористам и героизации любых проявлений терроризма в массовом сознании.