История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования 4
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта.
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 2
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 3
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 4
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 2
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 3
2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта.
2. Наследие великого немецкого педагога, оригинального философа, психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 — 1841) в советской историко-педагогической литературе оценивалось неоднозначно. Признавался его весомый вклад в становление педагогики как научной дисциплины, глубокое влияние его идей на развитие педагогической мысли XIX века, на совершенствование общего среднего образования. В то же время подчеркивались «буржуазно-классовый» характер, «реакционность», «консерватизм», «авторитарность» его педагогической системы. Между тем именно Гербарт явился в XIX веке достойным продолжателем гуманистической педагогической традиции, ориентируя теорию общего образования на развитие культурной нравственной личности, индивидуальности.
Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, Гербарт посетил Бурдорфский институт (1800), которым руководил швейцарский педагог и надолго оставался под впечатлением увиденного. Свой первый педагогический труд он посвятил Песталоцци, однако, многие вопросы своей педагогической теории решал иначе.
Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. После окончания Йенского университета в 1802 году он работает преподавателем в Геттингенском и Кенигсбергском университете на должности профессора, читает лекции по педагогике и психологии, руководит учительской семинарией и преподает в ней математику.
Мировоззрение Гербарта формировалось в русле немецкого Просвещения и классической немецкой философии (Лессинг, Гердер, Шиллер, Гете, Кант, Фихте, Гегель и др.).
Немецкий педагог предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии. По своему мировоззрению он был метафизиком и утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей — реалов, которые недоступны познанию человека.
Основные педагогические идеи Гербарта представлены в его произведениях: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Его работы отличают тщательность проработки изучаемых вопросов, рациональность и фундаментальность. Он стремился превратить педагогику в науку и придать ей максимально строгий характер. «Было бы лучше, писал Гербарт, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук».
Педагогика как наука зависела у Гербарта от практической философии, то есть этики и психологии. Первая указывает цель образования, вторая — путь и средства ее достижения, а также предупреждает о возможных препятствиях при движении к цели.
Педагогику Гербарт понимал как науку об искусстве воспитания, которое должно укреплять и отстаивать существующий строй. Гербарт отрицательно относился к французской буржуазной революции и мечтал о том, что на смену переворотов и смуты придет «устойчивый порядок и размеренная и упорядоченная жизнь».