История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования 4
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта.
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 2
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 3
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 4
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 2
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 3
В социально-педагогическом романе «Лингард и Гертруда» автор развивает свои мысли об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.
Сюжет популярного четырехтомного произведения был предельно прост. Действия романа разворачиваются в обыкновенной деревне, где глава деревни — трактирщик, пастор, помещик и местный учитель были людьми невежественными и мало интересующими жизнью крестьян. Но сменившие их молодой помещик, новые пастор и учитель перестраивают жизнь в деревне. Простая крестьянская женщина — Гертруда, благодаря своему трудолюбию, рассудительности, настойчивости и терпению сама занимается воспитанием своих детей и спасает своего мужа от пьянства и лени. Постепенно в круг влияния новых идей вовлекаются соседи, и таким образом происходит преображение целой деревни.
Идеи этого романа были созвучны настроениям передовых общественных сил того времени. В романе он стремился раскрыть основания народной педагогики, которые усматривал в народном языке, в религии, в традициях семейного воспитания, в укладе народной жизни, то есть в той среде, где живет ребенок. Законодательное собрание революционной Франции удостоило Иоганна Песталоцци звания почетного гражданина республики в числе 18 иностранцев.
Произошедшая в 1798 г. буржуазная революция в Швейцарии побудила педагога к более активной деятельности. По заданию правительства он организует в городе Станце приют для детей-сирот, где начинает опыты упрощенного обучения, направленные на использование таких методов, с помощью которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей.
Затеи создает институт (интернат) в Бургдорфе, который в связи с резко изменившейся политической ситуацией вынужден был переехать в Ивердон, французскую часть страны. Ивердонский институт, состоящий из средней школы и учреждения для подготовки учителей, просуществовал с 1805 по 1825 г. и приобрел мировую известность. Помимо швейцарцев здесь учились молодые люди из Германии, России, Англии, Франции, Италии, Испании и других стран. Его посещали ученые, писатели, выдающиеся деятели современности. Но успех не радовал Песталоцци, потому что теперь его знания, опыт использовались не для народных масс. Контингент института в основном составляли дети аристократов, помещиков и других зажиточных слоев общества.
В 1825 г. разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, где полвека назад начиналась его педагогическая деятельность. Здесь он пишет последнюю работу под символическим названием «Лебединая песня» (1826) — итог многолетних педагогических исканий такого природосообразного метода воспитания, который бы способствовал развитию умственных, физических и нравственных сил каждого человека в их полном объеме. Произведение состоит из двух частей: в одной раскрывается сущность идеи элементарного образования — развивающего школьного обучения, а в другой делается попытка установить причины, по которым ему не удалось полностью ее осуществить.
Скончался И.Г. Песталоцци в 1827 г.
Избавление социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные силы, что в дальнейшем избавит их нужды.