История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)

Сформулированные Песталоцци педагогические идеи дали толчок развитию дидактики начального обучения и педагогики XIX века. Так, практическая реализация идей Песталоцци получила в педагогической деятельности английского социалиста-утописта Роберта Оуэна (1771 — 1858), создателя первой коммунистической колонии, построенной на принципах равенства людей. В школе, действовавшей в колонии было четыре образовательных ступени. Школа для самых маленьких детей от 1 года до 5 лет была прообразом первых дошкольных учреждений той поры (ясли, детский сад). Оуэн предложил широкую образовательную программу обучения для детей рабочих. Свои педагогические взгляды Оуэн обобщил в очерках «Об образовании человеческого характера» (1813 — 1814), где развил идею о соединении обучения с производительным трудом, которую применил на практике.

Фридрих Вильгельм Фребель (1782 — 1852) также занимался вопросами создания системы дошкольного воспитания. Он положил в основу своих педагогических взглядов идеи великого швейцарского педагога-демократа. Фребель ввел в педагогический лексикон понятие «детский сад» (1840), цель которого развитие природных особенностей детей, определил содержание и методику воспитания детей дошкольного возраста, подчеркивал огромное значение воспитательное и образовательное значение игры, которую называл «высшей ступенью детского развития». Немецкий педагог предложил специальный дидактический материал — так называемые «дары Фребеля» (мяч, шар, цилиндр, кубы), развивавшие у детей навыки конструирования, понятия формы, величины, пространственных отношений. Его целостная методически разработанная и практически оснащенная система общественного дошкольного воспитания получила дальнейшее всемирное признание и распространение.

 

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)