История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования 4
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта.
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 2
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 3
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 4
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 2
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 3
1. Педагогическая теория элементарного образования и трудового воспитания И.Г. Песталоцци.
Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу. С юных лет он проникся лекциями прогрессивных профессоров, которые внушали слушателям патриотические идеи и развивавшие мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества. Изучал труды французских просветителей, особенно выделял философско-политические идеи Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка.
Также повлияла на формирование мировоззрения Песталоцци христианская антропология. В соответствии с христианской традицией, Песталоцци «возвышает» человека и вместе с тем далек от идеализации человеческой природы. «Истинно человеческое», отличающее человека от других живых существ: «ум, сердце, рука» — вызревает в борении с «животным началом». Воспитание призвано помочь этому естественному процессу — «подчинить притязания нашей животной природы нашему духу» — писал И.Г. Песталоцци.
Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования.
В 1769 г., имея незаконченное высшее образование и некоторый общественно-политический опыт, Песталоцци начинает социальный эксперимент. В купленном на занятые деньги поместье Нейгоф он пытается организовать показательную ферму с тем, чтобы научить местных крестьян рационально вести свое хозяйство. Однако вскоре разоряется.
В 1775 г., он предпринимает новую попытку оказания помощи народу: в Нейгофе открывает приют для сирот и беспризорных детей «Учреждение для бедных». Приют, по его мысли, должен был содержаться за счет заработанных детьми средств, летом в поле, зимой на ткацких станках. Он также обучает детей письму, чтению, счету. Тем самым Песталоцци, одним из первых, стремился осуществить соединение обучения с производительным трудом.
Через некоторое время педагогически запущенные дети, стали неузнаваемы в физическом, интеллектуальном и моральном развитии. Однако приют не смог себя окупить за счет детского труда, а личных средств хватило лишь до 1780 г. С этого момента наступает 18-ти летний период вынужденного перерыва, заполненный литературной деятельностью и практическим подтверждением своих художественно-педагогических идей.
- Prev
- Вперёд >>