История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования 4
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта.
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 2
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 3
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 4
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 2
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 3
3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.
3. В историю педагогики Адольф Дистервег (1790 — 1866) вошел как «учитель немецких учителей» и прогрессивный представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.
Он родился в небольшом промышленном городке Зиген в семье чиновника-юриста. В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическим идеями Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци и стал горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений и сознательно решил посвятить всю свою жизнь делу образования народа.
Возглавляя «Всеобщий немецкий учительский союз» он выступает за демократические реформы в школе, требует отделения школы от церкви, ратует за всеобщее, основанное на общечеловеческих принципах и учете национальных традиций, образование детей.
Длительное время Дистервег руководил учительскими семинариями сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми учебными заведениями, готовившими педагогические кадры для народной школы. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег удачно совмещал с большой литературной и методической работой. В 1835 году он издает «Руководство к образованию немецких учителей», в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения и воспитания.
Дистервег всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. С 1827 по 1866 гг. он издавал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания и обучения», создал четыре учительских общества, являлся председателем Всеобщего немецкого учительского союза. Работая над изданием журнала, Дистервег поместил в нем более 400 статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. Дистервег известен как автор более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии, которые пользовались широкой известностью не только в Германии, но и далеко за ее пределами.
Дистервег выступил в защиту единой и всеобщей школы. Он настаивал на создании школы, которая бы была доступна всем детям независимо от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их родителей. А. Дистервег выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Главная задача школы, по мнению педагога, заключалась в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусаков». «Человек — мое имя, немец — мое прозвище», — писал Дистервег.
Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени.
Для детей первой возрастной ступени (6 — 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию и упражнению чувств.
Школьникам второй возрастной ступени (9 — 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать. Анализировать.
Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые современем превратятся в убеждения.
В педагогическом наследии Дистервега особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения — природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.
Под природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем природой хороших задатков и учет его возрастных и индивидуальных особенностей.