История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)

Важнейшая цель воспитания Песталоцци — развитие природных способностей человека. При этом педагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития природных сил. Он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить».

Песталоцци одним из первых поставил задачу психологизации обучения, в основу которого положена наглядность и учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Процесс обучения, должен быть направлен не столько на накопление знаний, а на развитие умственных способностей ребенка.

Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному.

Свою теорию формирования личности Песталоцци назвал элементарной по двум причинам. Во-первых, при осуществлении природосообразного развития всегда следует исходить из первоначальных основ образования, его простейших элементов. Усваивая простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, человек познает мир. Эти элементы — исходные для любого обучения: число, форма, слово. В первоначальном обучении числу соответствует счет (единица), форме соответствует измерение (прямая линия), слову — речь (звук). Таким образом, первоначальное элементарное обучение означало умение измерять, считать и владеть речью.

Во-вторых, теория называлась элементарной потому, что методика обучения излагалась в простой и доступной форме, что ею могла овладеть любая мать, даже простая крестьянка.

Теория элементарного образования по И.Г. Песталоцци

 

Содержание элементарного образования

Задачи воспитания

Пути средства

Физическое воспитание

Физическое развитие ребенка, подготовка к труду

Естественная домашняя гимнастика, игры, строевые занятия, поход, экскурсии

Трудовое воспитание

Овладение основными приемами и культурой труда

Работа в поле, на прядильных и ткацких станках, «азбука умений»

Нравственное воспитание

Развитие нравственных чувств, выработка навыков поведения и нравственного сознания

Любовь к ближнему и доброта к окружающим

Умственное воспитание

Развитие познавательных способностей, умения логически мыслить

Овладение чтением, счетом, письмом, сообщение сведений из географии, истории, естествознания

Основой физического воспитания является естественное стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье в раннего возраста, когда мать учит делать ребенка первые шаги. Большое место в физическом развитии отводится играм, военным упражнениям, гимнастике.

Песталоцци создал определенную «азбуку умений», освоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми трудовыми умениями. В «азбуку умений» входили такие элементарные физические упражнения — бить, толкать, бросать, носить и др.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)