История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования 4
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта.
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 2
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 3
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 4
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 2
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 3
Большая заслуга И.Ф. Песталоцци заключается в том, что он разработал основы частных методик начального обучения, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни.
В основу методики преподавания родного языка был положен принцип развития речи ребенка. Овладение родной речью предшествует обучению другим предметам, поскольку язык «является воспроизведением всех впечатлений… и дает ребенку в короткое время то, что человек получил от природы за тысячелетия».
Обучение родному языку связывалось с наглядностью и сообщением элементарных сведений по естествознанию, географии и истории. Песталоцци выделил в слове основной элемент звук и предложил звуковой метод обучения грамоте, тогда как в то время повсеместно господствовал громоздкий буквослагательный метод, посредством которого было весьма сложно научить читать и писать.
Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий — элементов букв. Рисование и зарисовка должны были подготовить руку ребенка к обучению письму. Особое внимание при обучении письму на начальном этапе Песталоцци уделял внимание орфографической зоркости и развитию речи. Предлагал учить писать на специальных аспидных досках, на которые легко наносились и стирались записи.
Исходным и принципиальным моментом при изучении формы у Песталоцци служит прямая линия. Познакомившись с прямой линией и ее свойствами, великий педагог рекомендовал последовательно формировать у детей представления о параллельных линиях, углах, образуемых двумя прямыми линиями, квадрате и делении его на части, кривых линиях и ограниченных ими фигурах (круг, овал).
Изучение детьми формы происходило в неразрывной связи с обучением их счету. Так, деление квадрата на части помогало формированию представлений ребенка о соотношении целого числа и его частей. Таким образом, просто и наглядно усваивалась тема «Доли и дроби».
Простейшим элементом числа вводилась единица. Путем последовательного прибавления единицы и вычитания Песталоцци стремился создать в сознании учащихся правильное представление о числе, рассматривая его как соотношение множества и единицы.
Методику обучения детей арифметике Песталоцци строил на широком применении наглядности, развитии сознательности и активности. Он рекомендовал учителям, обучая детей арифметическим действиям, применять камешки, горошины, палочки и другой наглядный материал.
Для обучения математике Песталоцци создал и внедрял в практику специальный дидактический материал «арифметический ящик», который применяется и в настоящее время.
Его ученики 8 — 10 лет демонстрировали высокие знания в области математики. Дети прекрасно считали в уме и решали сложные задачи, не прибегая к обозначению чисел цифрами и каким-либо другим записям.
Таким образом, можно заключить, что И.Г. Песталоцци наметил широкую программу начального обучения и дал обстоятельные методические рекомендации к ее практическому осуществлению. Открытые им мастные методики начального образования широко применимы и в наши дни.