История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования
- Педагогическая теория элементарного образования 4
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта.
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 2
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 3
- 2. Психолого-педагогические взгляды и деятельность И.Ф. Гербарта. 4
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега.
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 2
- 3. Дидактика развивающего и воспитывающего обучения А. Дистервега. 3
Одним из первых Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Воспитанники трудились в поле, работали на прядильных и ткацких станках. Одновременно детей обучали грамоте, счету, письму. Однако, как показала история, подобное объединение обучения и производительного труда у Песталоцци носило механический характер, но идея, высказанная и реализованная педагогом, была прогрессивной и намного опередила свое время.
Песталоцци критиковал современную ему профессиональную и трудовую подготовку молодежи. Он полагал, что правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил растущего организма, формирует правильные взаимоотношения как внутри детского коллектива, так и в отношениях между детьми и взрослыми.
Нравственное воспитание является центром всего воспитания. По мнению педагога, нравственное воспитание осуществляется в результате постоянных упражнений ребенка в благих делах, приносящих пользу другим людям.
Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Особое значение в воспитании нравственности занимают школа и учителя ребенка. В школе отношения должны строиться, по мнению Песталоцци, на основе искренности, открытости, духовности, терпения и безграничной любви и веры учителя к своим ученикам.
Нравственное воспитание тесно связано с религиозным воспитанием, поэтому Песталоцци был сторонником естественной религии, которая помогает развивать высокие нравственные чувства у ребенка. Он резко критиковал обрядовую религию, которая формировала лишь чувство греховности и стыда у молодого человека, не возвышала, а стремилась загнать его в определенные рамки для дальнейшего управления и манипуляций.
В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи:
- развитие у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей;
- выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах;
- формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений.
Учение Песталоцци об умственном воспитании заслуживает особого внимания. Великому педагогу принадлежит заслуга выдвижения идеи воспитывающего и развивающего обучения. Он считал, что «обучение должно быть подчинено воспитанию, а учитель должен вырабатывать в ученике деятеля… не вливать в него, как в сосуд уже готовые знания».