История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)

В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным воспитанием. По мысли Песталоцци, система физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения.

Одним из первых Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Воспитанники трудились в поле, работали на прядильных и ткацких станках. Одновременно детей обучали грамоте, счету, письму. Однако, как показала история, подобное объединение обучения и производительного труда у Песталоцци носило механический характер, но идея, высказанная и реализованная педагогом, была прогрессивной и намного опередила свое время.

Песталоцци критиковал современную ему профессиональную и трудовую подготовку молодежи. Он полагал, что правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил растущего организма, формирует правильные взаимоотношения как внутри детского коллектива, так и в отношениях между детьми и взрослыми.

Нравственное воспитание является центром всего воспитания. По мнению педагога, нравственное воспитание осуществляется в результате постоянных упражнений ребенка в благих делах, приносящих пользу другим людям.

Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Особое значение в воспитании нравственности занимают школа и учителя ребенка. В школе отношения должны строиться, по мнению Песталоцци, на основе искренности, открытости, духовности, терпения и безграничной любви и веры учителя к своим ученикам.

Нравственное воспитание тесно связано с религиозным воспитанием, поэтому Песталоцци был сторонником естественной религии, которая помогает развивать высокие нравственные чувства у ребенка. Он резко критиковал обрядовую религию, которая формировала лишь чувство греховности и стыда у молодого человека, не возвышала, а стремилась загнать его в определенные рамки для дальнейшего управления и манипуляций.

В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи:

- развитие у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей;

- выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах;

- формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений.

Учение Песталоцци об умственном воспитании заслуживает особого внимания. Великому педагогу принадлежит заслуга выдвижения идеи воспитывающего и развивающего обучения. Он считал, что «обучение должно быть подчинено воспитанию, а учитель должен вырабатывать в ученике деятеля… не вливать в него, как в сосуд уже готовые знания».

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №7 — Классики западноевропейской педагогики XIX века)