История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения — Аристофан
- История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения
- Ранняя аттическая трагедия
- Цель трагедии
- Трилогия Орестея
- Прометей прикованный
- Антигона
- Композиция и язык трагедии
- Медея
- Аристофан
- Специфические особенности развития римской литературы
- Золотой век римской литературы
- Своеобразие литературы и культуры средних веков
- Литература раннего средневековья
- Литература развитого Средневековья
- Рыцарский (куртуазный) роман
- Литература Предвозрождения
- Джеффри Чосер
- Предвозрождение во Франции
- Творчество Данте Алигьери
- Божественная комедия
- Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)
- Высокое (Классическое) Возрождение
- Позднее Возрождение
- Отличительные черты культуры эпохи Возрождения
Аристофан (ок. 445 — ок. 385 гг. до н.э.). Комедии Аристофана — это сатирическое зеркало афинской политической и культурной жизни. Автор древнегреческих комедий «Облака», «Лягушки», «Лисистрата». Его сюжеты необычайно злободневны. Человек в комедиях Аристофана представлен в суетной повседневной жизни; он обнаруживает тщеславие, лень, трусость и другие человеческие слабости и пороки.
Основные черты комедий Аристофана — злободневность, политическая карикатурность, сатира — высмеиваются обмельчание ценностей. Сниженный стиль в духе культа бога Диониса — ругань, непристойности.
Аристофан в "Лягушках" вызывает дух умершей вместе с Софоклом и Еврипидом трагедии. Он поднимается над своими прежними, по большей части случайными насмешками, которые в этот момент не могли соответствовать сложившимся обстоятельствам, и рассматривает проблему с необычайной глубиной. Еврипид оценивается не сам по себе, на что он как крупный художник, безусловно, может претендовать, еще в меньшей степени он признается мерой своего времени, — Аристофан противопоставляет его Эсхилу как величайшему представителю религиозного и нравственного достоинства трагедии.
На структуре "Лягушек" это простое и в высшей степени эффектное противопоставление сказывается в том, что в ней возникает противопоставление между старой и новой поэзией, как в "Облаках" — между старым и новым воспитанием. Но в то время как в "Облаках" агон не имел решающего значения для хода действия, в "Лягушках" на нем держится вся композиция. Нисхождение в подземный мир — излюбленный мотив комедии, в его исполнении аристофановские "Лягушки" примыкают к "Демам" Евполида, где прежние государственные люди и полководцы Афин выходят из Аида, чтобы помочь дурно управляемому городу. Благодаря сочетанию этой идеи с поэтическим агоном, Аристофан приходит к поразительному решению: Дионис, спустившийся в Аид, чтобы привести оттуда своего любимца Еврипида, после победы Эсхила вместо младшего конкурента в конце концов выводит на поверхность старого поэта, чтобы спасти родной город.
На первый план в "Лягушках" для нас выходит агон, в котором Эсхил ставит хвалящегося своими заслугами Еврипида перед вопросом: "Ответь мне, ради чего следует восхищаться поэтом?" Следующая затем по большей части эстетическая критика отдельных забавных подробностей в структуре пролога, песен и иных частей трагедии, при всем блеске остроумия, при всей россыпи шуток, придающей истинную красочность целому благодаря богатству конкретно-наглядного, не является самоцелью. Она, конечно, имеет первостепенное значение для комического эффекта, поскольку создает противовес предшествующему спору об этическом смысле любой подлинной поэзии, — противовес, в котором испытывает настоятельную потребность все время клонящийся к трагической серьезности спор.