История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения — Медея
- История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения
- Ранняя аттическая трагедия
- Цель трагедии
- Трилогия Орестея
- Прометей прикованный
- Антигона
- Композиция и язык трагедии
- Медея
- Аристофан
- Специфические особенности развития римской литературы
- Золотой век римской литературы
- Своеобразие литературы и культуры средних веков
- Литература раннего средневековья
- Литература развитого Средневековья
- Рыцарский (куртуазный) роман
- Литература Предвозрождения
- Джеффри Чосер
- Предвозрождение во Франции
- Творчество Данте Алигьери
- Божественная комедия
- Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)
- Высокое (Классическое) Возрождение
- Позднее Возрождение
- Отличительные черты культуры эпохи Возрождения
«Медея». На первый взгляд, кажется, что драма, как и соответствовало традиции, написана на мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург избирает тот фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает личную, семейную драму. Перед нами горе одинокой, обманутой, покинутой женщины. Еврипид одним из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную страсть движущим мотивом событий.
Жена героя Ясона Медея, которая покинула и потеряла таким образом родину, когда помогла Ясону выкрасть золотое руно, имеет двух детей. Однажды она узнает, что Ясон решил жениться на Киприде, дочери Креонта, чтобы дать детям царский титул:
Ясон детей с супругою в обмен
На новое отдать решился ложе
Он на царевне женится, увы.
Медея в ярости:
Злая весть обиды
Поселилась в ее душе
Героиня не считает свою участь исключительной, она высказывает горестные размышления о подчиненной, зависимой судьбе женщины, ее беззащитности и бесправии. Она мечется между необходимостью смирять страсти, долгом по отношению к детям и своими чувствами:
Если брачных уз коснулася обида
Кровожадней не сыщете вы сердца на земле
Однако сама Медея в соответствии с природой и цельностью своего характера не способна мириться с унижением. С той же силой, что любила, начинает она ненавидеть Ясона и искать способ мщения ему. Ясон пытается оправдать свой поступок заботой о детях, но уже ненавидит Медею, в гневе бросая ей: Ты, язва!
На идею детоубийства ее окончательно наталкивает встреча с бездетным афинским царем Эгеем. Эгей, правитель Афин обещает принять Медею в своем городе. В беседе с ним она понимает, как страдает бездетный мужчина, и решается отнять у Ясона самое дорогое.
Ревность и гордость берут верх над материнскими чувствами, и Медея убивает новую невесту Ясона и своих детей:
Раздавлена я мукой
На что дерзаю, вижу. Только гнев
Сильней меня и нет для рода смертных
Свирепей и усердней палача.
Так страсть, взяв верх над материнским долгом и долгом остаться человеком, разрушает личность. Хотя автор не на стороне поступков Медеи, обращение с ней Ясона заставляет автора если не оправдывать ее, то сочувствовать ей.
Конфликт разрешается искусственно — появляется дед Медеи Гелиос и уносит ее с убитыми детьми. Так называемая развязка «teo ex machina” — бог из машины. Естественная развязка по Еврипиду невозможна. Оправдать Медею несправедливо. Наказать тоже.
До Еврипида преобладала версия мифа, согласно которой детей убивали разгневанные коринфяне, узнав о смерти своего царя и молодой царевны. Еврипид предоставил это осуществить самой героине, убедительно показав, что, как ни страшно это деяние, Медея, принадлежащая к натурам гордым, могучим, не способным прощать обиды, могла это совершить. Зритель не может принять и простить Медее ее поступка, но понимает, кем и как она была доведена до преступления.
«Федра» Жена Тесея Федра влюбляется в своего пасынка Ипполита. Она также раздирается противоречием между долгом и страстью. Кормилица выпытывает эту тайну у Федры и рассказывает обо всем Ипполиту. Тот проклинает мачеху, как и всех женщин. Оскорбленная незаслуженными обвинениями Ипполита, Федра кончает жизнь самоубийством, но желая спасти от позора свое имя и своих детей, она оставляет письмо, где обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей проклинает сына, и тот погибает. Типичная развязка: к Тесею является Артемида и сообщает, что его сын ни в чем невиновен. Ситуация настолько запутана, что иная развязка невозможна.