История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения — Рыцарский (куртуазный) роман

Рыцарский (куртуазный) роман возникает в 12 в. Под романом сначала понимался пространный рассказ о каких-либо событиях; затем этим термином стали именовать произведения эпического характера, затрагивающие значительные темы, многоплановые, с несколькими сюжетами, с большим количеством действующих лиц. Авторы пропагандировали высокие рыцарские идеалы — прославляли благородство и мужество, рыцарскую преданность Прекрасной Даме, воинскую доблесть и честь. Герои боролись за справедливость не только неподалеку от своих замков и земель, но и в экзотической обстановке. Они сражались с простыми смертными (французами, немцами, сарацинами, эфиопами) и фантастическими существами (василисками, драконами, одноглазыми великанами и злыми волшебниками). Постепенно в рыцарских романах стали проступать реалистические черты, что привело к кризису жанра.

Под рыцарским романом мы будем понимать связное сюжетное повествование с достаточно развитой фабулой, в стихах или прозе, родившееся в феодальной среде, отражающее ее вкусы и интересы и выбирающее в этой среде своих героев.

Особенности рыцарского романа:

· обязательность некоторого фантастического элемента, проявляющегося двояко: 1) через введение сказочных мотивов; 2) через стремление приподнять героя над обыденностью.

· преобладание лирического начала (стихотворный характер), идиллический тон;

· на первом плане всегда тема любви, проявление повышенного интереса к жизни сердца, гражданский долг;

· сюжет строится как цепь авантюр, приключений;

· первоначально человеческие характеры только намечаются, но не раскрываются глубоко. Герои приобретают авантюрно-куртуазные черты. Постепенно усиливается психологичность;

· впервые в европейской литературе разрабатываются женские характеры;

· претензия на достоверность (условную), т.к. описывает реальные события, реальные войны, реальные любовные свидания.

· Герой стоит перед выбором: совершать ли ему подвиги, демонстрируя верность своему покровителю, или нарушить ее, поддавшись любви к прекрасной даме (жене).

· Главная тема — трагизм взаимоотношений личности и государства, через призму которых воспринимается испытание личной отваги, верности, любви.

Рыцарский роман положил начало новой художественной литературе. Автор не просто пересказывал услышанные истории, он создавал свой собственный мир, свое пространство и время. Авторами первых романов были ученые-клирики, т.е. мелкие церковные служители, которые составляли хроники или летописи исторических событий. В 12 веке все романы были стихотворными, а в 13 веке появляются романы в прозе.

В эпосе действие всегда разворачивается в реальном историческом времени и пространстве (мы говорим об эпосе Зрелого средневековья). У рыцарей есть определенные общественно-политические цели. В эпосе рыцарь выполняет долг, в романе — испытывает себя с помощью приключений. Движущий мотив — любовь. Акцент — на внутреннем мире человека. Рыцарский роман изображает давние эпохи и жизнь далеких народов в виде картины современного общества, потому что идеально рыцарство мыслиться штукой международной и неизменной во все времена.

Основные циклы:

1. Античный (романы об Александре Македонском, Энее, о Трое).

2. Бретонский — в основном на основе кельтских сказаний. Его можно поделить на: 1) бретонские лэ (то, что писала Мария Французская — стихотворные новеллы любовного содержания); 2) группа романов о Тристане и Изольде; 3) собственно артуровские романы (о короле Артуре и рыцарях Круглого стола: Ланселота, Ивейна и т.д.);

4) о святом Граале (“Парцифаль” Вольфрама фон Эшенбаха).

Самый популярный роман 12-13 вв. — «История бритов» Гальфрида Монмутского, в которой собраны все легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Также в этой истории были собраны и легенды о других королях Англии, в том числе легенды и о Гамлете, короле Лире, которые Шекспир взял за основу своих трагедий.

Не менее популярным был роман неизвестного автора «Тристан и Изольда», основанный на трагедии взаимоотношений личности и государства. Главный конфликт — между чувствами и социально-религиозными нормами. Все подвиги героя неразрывно связаны с внутренним психологическим действием. Этот роман по сути драма человеческой души. Причина — король, синьор, дядя Тристана. Пойти против него значит нарушить общественный, родственный и нравственный долг.

Король Марк не хочет жениться, но под давлением придворных дает согласие на женитьбу. В зал влетает птица и роняет из клюва золотой волос. Король отправляет своих приближенных на поиски девушки с такими волосами. Племянник короля Тристан тоже отправляется на поиски, по дороге убивает дракона. Его, раненого, находит Изольда, девушка с золотыми волосами, и излечивает его. Тристан испытывает сильное чувство (предвестник большого чувства), но он должен доставить девушку королю. Изольда Златокудрая — королевна другой страны, девушка строгих нравственных правил, для которой чувство долга значит очень много. Так, узнав, что Тристан убил ее дядю Морхульта, она требует для рыцаря сурового наказания. Но тот совершает ряд блистательных подвигов, направленных на благо ее родины — Ирландии, и красавица смягчается, ибо благо отечества превыше всего.

Во время возвращения на корабле герои случайно выпивают волшебный напиток, вызывающий взаимное любовное чувство. Этот напиток предназначался для Изольды и короля Марка, они должны были его выпить в день свадьбы. Чувство семейного долга вступает в конфликт с любовным чувством, но противиться сердечной склонности Изольда не в состоянии. Любовь перерастает в непреоборимую страсть. Изольда выходит замуж, но продолжает любить Тристана. Страдания замужней женщины показаны убедительно в художественном плане и впечатляюще. Любовь героев трагична. Тристан тяжело заболевает, и Изольда спешит к нему на помощь. Завистники-придворные доносят обо всем королю.

Король переживает острый конфликт. Он любит Тристана, верит ему, но должен казнить племянника и Изольду, исходя из своего долга — следить за нравственностью. Он жертва общественного мнения. Психологизм романа оказывается выше авантюрности. В связи с этим интересна двойная трактовка финала романа: гимн несчастной любви, которая сильнее смерти, и осознание героями греховности своих чувств. Смерть оказывается своего рода очищением от грехов. После смерти героев похоронили в одной часовне. Из могилы Тристана вырос терновый куст, ветви которого дотянулись до могилы Изольды, дали корни и вросли в нее. Несколько раз обрезали этот куст и эти ветви, и несколько раз они вырастали вновь.

Наиболее значительными авторами рыцарских романов являются Мария Французская (сборник из 12 лэ (микророманы, небольшие стихотворные повести, включающие один эпизод; «Ланваль»), Кретьен де Труа («Эрек и Энида», «Ланселот, или Рыцарь Телеги», «Ивейн, или Рыцарь Льва»), Вольфрам фон Эшенбах («Парцифаль»), Гартман фон Ауэ («Бедный Генрих»).

Кретьен де Труа «Ивейн, или Рыцарь со Львом».

Роман написан в 1170 г. Фантастика привнесена из кельтского фольклора. Важен светский характер. Фантастика поднимает человека над обыденностью жизни. Мир Кретьена нарочито нереален.

Роман призван показать, что куртуазная любовь не исключает подлинной страсти и вполне совместима с браком. Основная тема — рассудочность подвигов и пир в палатах короля Артура.

Проблема, которую автор здесь ставит: совместимость любви и подвигов (долга). Автор ищет компромиссного решения. Куртуазная любовь — любовь по свободному выбору, но со склонностью к замужеству (помним, что куртуазная любовь нацелена не на обладание, а на переживания, поэтому ни о каком замужестве речи быть не может. Конфликт не носит трагического и неразрешимого противоречия. Любовь и долг равно возвышают человека, поэтому они взаимозависимы.

Резкий подъем городов около XII в. существенно меняет картину. В XIII в. интенсивно развиваются и быстро занимают ведущее положение городское искусство и городская литература. В связи с изменением культурных условий клерикальная литература теряет свою обособленность и вливается в новую городскую литературу как органическая ее часть.

Феодально-рыцарская литература продолжает самостоятельное существование до самого конца средневековья, но быстро приобретает эпигонский характер. Что касается народной поэзии, то она очень часто оказывается корнем, из которого вырастают наиболее значительные явления городской литературы, однако в специфических условиях городского развития народная поэзия облекается в новые формы, типические для этого времени.

Середина 13 века — время развития народной городской литературы, пронизанной настроениями глубокого чувства собственного достоинства и самоуважения бюргерства. Ведущая роль в литературном творчестве переходит к поэтам-горожанам. Героем становится ловкий, смышленый выходец из третьего сословия, отличающийся природным умом, энергией и всепобеждающей хитростью. Появляются специфические городские жанры. (фаблио — небольшой стихотворный комический рассказ-анекдот с элементами сатиры на мелкое рыцарство, духовенство и горожан; шванк — комическая шутка, чертами близкая к фаблио; моралите — поучительная басня, славящая добродетель и высмеивающая разного рода пороки (→ «комедия масок» → Арлекино, Коломбина, Панталоне; фарс — народная комедия, карикатурное изображение злободневных событий с едкими сатирическими намеками. Хитрости и обманы — основные сюжеты фарсов. Самая любимая тема — демонстрация глупости; животные эпосы: пародия на рыцарские обычаи с обличением феодалов, рыцарей, изображенных в виде животных («Роман о Лисе» о хитром Лисе Ренане, глупом волке Изенгрине, могучем, но глуповатом льве Нобле, «Роман о Розе»); героическая поэзия («Песнь о Роланде», поэма о Сиде, «Песнь о Нибелунгах»), творчество Пьера Абеляра («Книга посланий»).

Б) Позднее Средневековье (14 век) — появление малых жанров (рассказов, новелл), авторской поэзии.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения